В период с 1680 по 1770 годы приписные крестьяне сопротивлялись заводским повинностям. Локальные восстания в Заонежье вспыхивали несколько десятилетий подряд, но были жестко подавлены. Организаторам и активистам наносили увечья и приговаривали к ссылкам на каторгу, других отдавали в рекруты.
XVII-XVIII века были яркими и сложными периодами в истории России. Нововведения Петра I затронули различные сферы страны и слои населения.
Первые промышленные предприятия в России появились к концу XVII века и вызвали резкую потребность в рабочей силе, а особенно на Урале и в Олонецкой губернии. На Севере эту проблему решили, приписав крестьян к местным металлургическим заводам.
Постепенно феодальная эксплуатация усиливалась. В то время, как летом в самое пахотное время крестьяне должны были заниматься земледелием, они отрабатывали повинности на заводах и дополнительно выплачивали подати для их содержания. На обработку собственного надела времени и сил у людей не хватало. Увеличились и оброчные платежи, так как предприятия перешли в государственное управление.
Особенно беспокоили Екатерину II протесты на Олонецких горных заводах, где недовольства крестьян вылились в массовые восстания в период с 1680 по 1770 годы. Центром волнений стала территория Кижского погоста, которая и дала названию Кижскому восстанию.
Экспозиция под открытым небом с изделиями Олонецких горных заводов в Губернаторском парке (г. Петрозаводск). Фото www.art-n-foto.ru
К 1680 годам в Заонежье уже действовало несколько частных чугунолитейных заводов. Ими владел предприниматель Генрих Бутенант (он же Бутенант фон Розенбуш) – российский купец, промышленник и горнозаводчик, датский дипломат. Сырьем для работы предприятий служили озерная и болотная руда.
Производство росло, поэтому Олонецким горным заводам не хватало рабочих рук. Управление предприятий попросило правительство о помощи - и её предоставили в виде ... приписных крестьян Кижского погоста, которых направили на тяжелый физический труд: рубить дрова, жечь уголь и заготавливать руду. Заонежье отличалось тяжелой формой эксплуатации людей. Крестьян присылали из деревень на заводы летом – в самый разгар посевного сезона. Такая двойная эксплуатация била по состоянию крестьянских дворов: хозяйства оставались без рабочих рук.
С 1684 года крестьяне начали активно проявлять недовольство. Люди совершали побеги и подавали множество челобитных в канцелярии заводов, Берг-коллегию, Сенат и даже лично Екатерине II.
В 1684 году вместе со старостой Константином Поповом крестьяне напали и частично разрушили одно из предприятий в Фоймогубской волости — Устьрецкий завод. Протесты подавили стрельцы, что были присланы властью.
Ещё одно крупное восстание вспыхнуло через 10 лет. Его возглавила состоятельная верхушка. С 1694 по 1696 годы заводы не работали. Ходоки с челобитной отправились в Москву, чтобы отстоять права крестьян. Властям же важно было как можно скорее возобновить производство пушек в казну, которые были необходимы для отправки на войну с Турцией. Ответ на жалобу был резким: весной 1695 года карательный отряд стрельцов отправился в Заонежье для подавления восстания. Несколько старост арестовали, но позже благодаря усилиям местных жителей их освободили. Правительство повторило силовое подавление и в 1696 году, только в этот раз стрелецкий отряд прибыл уже с пушками. Устрашение сработало - крестьян все же приписали к местным предприятиям.
Озерная руда и болотный уголь [5]
Частные Олонецкие заводы к 1769 году стали казенными. В то же время вышел сенатский указ, согласно которому увеличивались оборочные и подушные платежи. Крестьяне должны были отработать их на заводах. Официальная версия гласит, что причиной волнений стало неверное толкование крестьянами этого указа. Его трактовали по-разному из-за неясной формулировки.
Изучением этого исторического отрезка в Кижском восстании занимался советский историк Я.А. Балагуров. Профессор выделил три этапа разгара событий.
Ужесточение феодальной эксплуатации и рост платежей не устраивали крестьян. Осенью 1769 года они начали массово отказываться выполнять повинности. Один из них, Емельян Калистратов, который вместе с челобитчиками отправился в Санкт-Петербург.
Канцелярия не стала принимать прошение, хотя кижане отправляли челобитные весь год. В ожидании позитивного исхода большинство из них прекращало работу, из-за чего несколько заводов и каменоломен прекратили производство. Недовольство людей росло - и зимой локальные восстания с Кижской земли перешли уже и на все Заонежье.
Александровский завод. Фото www.stolicaonego.ru
Протестные настроения усиливались. Крестьяне отказывались работать на заводах. Упорное сопротивление беспокоило правительство, ведь страна вела войну с Турцией, которая требовала пушек.
Весной 1770 года власти чуть уступили — отменили обязательные работы на Тивдийских мраморных ломках. Тогда же в дело вмешалась следственная комиссия. Ни уговоры, ни аресты успехом не увенчались. Для успокоения восставших было решено сменить управляющих предприятиями. Летом была отправлена ещё одна делегация с «общенародной челобитной» на имя Екатерины II с требованием снизить платежи. Осенью казенные Олонецкие заводы полностью остановили работу. Местные готовились к агрессивному ответу правительства, поэтому в Заонежье дороги «обросли» заставами и встали под охрану вооруженных отрядов. Репрессий пока не последовало.
В начале 1771 года часть крестьян подчинились под гнетом репрессий, а некоторые всё же продолжали неповиновение. 3 апреля Екатерина II ответила на восстание указом, согласно которому летом в Карелию был выслан отряд из трех рот с артиллерией под командованием князя Урусова. Предполагалось провести массовую расправу над бунтующими и приговорить непокорных к казням, увечьям и ссылкам.
Для подавления восстания карательный отряд обманул крестьян. Людей заманили в ограду Преображенской церкви, где с трех сторон несчастных окружили солдаты, а четвертая сторона хоть и была открытой, потому и спасительной, но выходила на Онежское озеро. После применения артиллерии было убито несколько бунтующих. Под угрозами расстрелов протест сошел на нет.
Преображенская церковь. Фото из фондов музея-заповедника "Кижи".
11 января 1772 года провели показательную расправу над бунтующими. Местных крестьян согнали в Петровскую слободу. Руководителей восстания — Климента Соболева, Семена Костина и Андрея Сальникова — наказали кнутом, нанесли им увечья и сослали в Сибирь. Других участников также избили кнутом, сослали на каторгу и отправили в рекруты. Большая часть активистов избежала ареста.
Но, не смотря на давление, люди продолжали вести партизанскую борьбу, прячась в лесах, где их поддерживали местные жители. Приписные крестьяне продолжали выражали недовольство, но лишь локально и в форме отказа от исполнения заводских повинностей, которые были отменены только в середине XIX века.
Кижское восстание было значимым событием. Многие бунтующие прислушивались именно к приписным Заонежья и вели борьбу, воодушевляемые их организаторами. Считается, что события острова Кижи стало предвестником восстания Е.И. Пугачева (1773-1775), одного из крупнейших выступлений рабочих и крестьян.