Коллективизация и раскулачивание в Карелии – насильственное преобразование хозяйств в объединения. Под прикрытием коллективизации началась борьба с финским населением и всех, кого заподозрили в антисоветской деятельности.
Коллективизация сельского хозяйства в Карелии – преобразование единоличных хозяйств в крупные объединения на территории Карелии. Коллективизация сопровождалась раскулачиванием – отъёмом частной собственности для объединения в крупные хозяйства под управлением властей советов. Политика ликвидации кулачества В тридцатые годы политическим репрессиям в Карелии подверглись «кулаки». Госплан КАССР подсчитал, что в 1927 году лишь чуть более 1,5% всех крестьянских хозяйств использовал наёмный труд. Речь идёт преимущественно о мелких и средних хозяйствах. При этом владельцы хозяйств столкнулись с серьёзным давлением со стороны властей. В декабре 1929 года Секретарь К ВКП(б) И.В. Сталин объявил политику ликвидации кулачества. Соответствующее постановление приняло Политбюро ЦК ВКП ь(б), новая политика была закреплена в партийном порядке. Основным документом, в котором определялся порядок репрессивных мер, стало постановление Политбюро ЦК ВКП (б) от 30.01.1930 «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». На основе этого документа ЦИК и СНК СССР разработали соответствующую инструкцию [сноска 2]. В соответствии с данной инструкцией собственность кулаков подлежала конфискации. Власти отбирали не только средства производства, но и постройки, а также любые запасы корма и даже наличные деньги. В соответствии с советской практикой были установлены контрольные цифры.Так, согласно планам, раскулачиванию подлежали порядка 5% всех крестьянских хозяйств. Кулакам оставляли лишь минимальный продовольственный запас и небольшую сумму денег. Предполагалось, что они должны были потратиться на устройство на новом месте.
Советский плакат времён раскулачивания [сноска 3]
Конфискованные средства подлежали передаче в фонды колхозов. Конфискованная недвижимость использовалась для общественных нужд, её переоборудовали в общежития для батраков и т.д.
Начало репрессиям «кулаков» в Карелии положило постановление о мероприятиях по ликвидации кулачества как класса, принятое Карельским обкомом ВКП (б) 8 февраля 1930 года. После этого 14 районов Карелии были объявлены районами сплошной коллективизации.
Всех «кулаков» разделили на две группы. В кулацкий актив включили наиболее обеспеченных владельцев сельских хозяйств, которые подлежали высылке за пределы Карелии. Во вторую группу включили всех остальных «кулаков», их выселяли за пределы проживания на территории Карелии. С января по апрель 1930 года в Карелии были арестованы более 240 кулаков. Раскулачиванию власти подвергли порядка 150 хозяйств. Второй этап раскулачивания начался уже весной 1931 года. В это время в Карелии осудили ещё более 470 «кулаков», несколько десятков из них приговорили к тюремному заключению [сноска 4]. При этом раскулачивание сопровождалось перегибами на местах. Так, карельские власти нарушили нормативы, установленные в Москве. Местные власти оправдывали это географическим положением Карелии, граничащей с Финляндией. Якобы местные «кулаки» симпатизировали финским властям, а на территории республики действовало множество антифашистских элементов. В рамках коллективизации и раскулачивания власти реализовали политику по «очищению» приграничной полосы. Из мест компактного проживания было выселено финноязычное население, фактически речь шла о депортации по национальному признаку. Очередной виток борьбы с «кулаками» в Карелии начался в апреле 1935 года. Тогда Карельский обком ВКП (б) утвердил план мероприятий, направленных на очистку пограничной полосы Карелии от кулацкого и антисоветского элементов. Репрессиям подверглись хозяйственники из Олонецкого, Пряжинского, Калевальского, Ребольского, Кастеньгского, Петровского и Ругозерского районов. Также в списках оказались все, кого подозревали в антисоветских настроениях.
Антифинские настроения среди советских властей Карелии набирали обороны. В 1935 и 1936 годах республику захлестнула волна борьбы со шпионами. Руководители НКВД отчитывались о ликвидации сетей шпионов, которые якобы работали на власти Швеции и Финляндии. Среди арестованных оказались нарком лёгкой промышленности А. Усениус и председатель радикомитета О. Вильми. «Никто из 400 тысяч жителей Карелии не догадывался, что с этого дня жизнь каждого из них висит буквально на волоске. Что косой взгляд чекиста, одно неосторожное слово могут оборвать этот волосок в любую минуту. Люди не знали, что национальная принадлежность или события прошлой жизни уже тянут их удовыми гирями в пропасть», - охарактеризовал тот период истории известный карельский политик И.И. Шухин [сноска 5]. Борьба с «кулаками» в Карелии приняла ярковыраженный националистический оттенок. Под видом раскулачивания советские власти высылали из Карелии финское население, обвиняя его в шпионской деятельности. В то же время в годы аскулачивания фактически была уничтожена частная собственность, репрессиям подверглись несколько тысяч человек.