Беломорско—Балтийский канал — искусственный канал, построенный с 1931 по 1933 годы за рекордные 20 месяцев. Проходит от поселка Повенец до города Беломорск и соединяет Белое море и Онежское озеро. Первый в СССР объект инфраструктуры, выполненный силами заключенных. По наличию погибших при строительстве людей вошел в историю как «стройка на костях».
Беломорско—Балтийский (ББК) канал протяженностью 227 км соединяет Белое море с Онежским озером и таким образом создает транспортное сообщение с Балтийским морем и Волго-Балтийским водным путем. ББК, соединяя два крупных северных водоема Белое море и Онего, в 4 раза сокращает путь от города Архангельск до Санкт-Петербурга. На многих участках канала суда могут перемещаться только по одностороннему движению.
Канал начинается у поселка Повенец Медвежьегорского района в Повенецкой губе Онежского озера с сооружения «Повенчанской лестницы», по которой спускаются 7 шлюзов и образуется Южный (Балтийский) склон канала длиной около 10 км. По этому каскаду корабли поднимаются на высоту почти 70 м, между шлюзами №7 и №8 проходят водораздел протяженностью 22 км.
Далее начинаются 12 шлюзов Северного (Беломорского) склона, который охватывает 190 км водной артерии. Трасса пересекает озера в Медвежьегорском и Сегежском районе: Маткозеро и Торосозеро (шлюз №8 и №9), Выгозеро и Телекино (шлюз №9 и №10), Воицкое озеро (шлюз №10 и №11) и местечко Шавань (шлюз №10 и №11). Перепад уровня воды на этом участке канала составляет 102 м. Заканчивается Беломорканал в Сорокинской губе Белого моря у города Беломорск.
На одном из участков ББК в Сегежском районе. Фото www.wiki-karelia.ru
На берегах ББК находятся поселок Повенец (Медвежьегорский район), город Сегежа, поселок Надвоицы (Сегежский район), поселок Сосновец и город Беломорск (Беломорский район).
Кроме шлюзов для спуска и подъема плавсредств инженерная инфраструктура канала включает систему из 15 плотин, преграждающих водоемы и, тем самым, позволяющих накопить воду. Также в ББК входят 19 водоспусков для освобождения водохранилищ от воды, 49 дамб для регулирования водных потоков и 33 искусственных канала. Помимо этого, уже после запуска канала с 1949 года по 1967 год на ББК был построен каскад из 5 гидроэлектростанций: Ондская на реке Онда, Беломорская, Палокогорская Маткожненская и Выгостровская на реке Нижний Выг.
Впервые необходимость пути между Белым морем и Онежским озером отметил император Пётр Великий, когда для транспортировки судов из одной точки страны в другую перетаскивал их волоком по суше. Для этого император во время русско-шведской войны (или Северная война 1700—1721 годов) проложил сухопутный маршрут, аналогичный с водной трассой ББК, под названием «Осударева дорога». Путь брал начало от пристани на Белом море, что в поморском селе Нюхча в Беломорском районе, и заканчивался в поселке Повенец. В 1933 году по местам, где более 200 лет назад, перетаскивали военные корабли Петровской эпохи, начались работы по строительству ББК. Сейчас научные экспедиции продолжать предпринимают попытки восстановить трассу сухопутного пути «Осударевой дороги».
Беломорско—Балтийский канал на карте. Фото [4]
Иосифу Сталину также требовалось развитие сети водных артерий для того, чтобы обеспечить защиту северных рубежей страны от военных вторжений извне. Беломорканал же теоретически позволял перебрасывать в Белое море военные корабли малого и среднего водоизмещения. В действительности же в первые годы после его открытия передвижение крупных военных кораблей с большой осадкой здесь было невозможно из-за недостаточной глубины. По этой причине подводные лодки перевозили здесь буксирами на баржах. Углубление же канала осуществили в 1970 году.
Советское правительство занялось проектированием канала в 1930 году и к 1 июля уже представило первые проекты. К строительству рабочие приступили в конце 1931 года. Возведение Беломорканала стало гордостью первой «пятилетки» 1928—1932 годов, в ходе которой объект возвели за рекордные 21 месяца. К примеру, Суэцкий канал длиной в 160 км строили 10 лет, а Панамский канал протяженностью 80 км — 33 года.
Для строительства объекта власти решили использовать дешевую рабочую силу заключённых, число которых благодаря машине сталинских репрессий непрерывно пополнялось. Из эпохи возведения ББК в обиход вошло и слово «зэк», которое читалось как аббревиатура «з/к» и означало «заключенный каналоармеец». Сами же арестанты расшифровывали аббревиатуру как «Захар Кузьмич». Позже для смены контекста пропаганда выдвинула новую «правду» о том, что на больших союзных стройках работали не заключенные, а комсомольцы, поэтому сокращение предложили трактовать как «зауральские или забайкальские комсомольцы».
Опираясь на созвучие с «армейцами», руководство в названии пыталось пропагандировать военные цели. Дополнительно ввели административные деления рабочих по «штабам» и «ротам». Для «поднятия духа» на стройке выпускали передовицу-газету «Перековка», которая чествовала передовиков и клеймила отстающих. Также в периоды смен, когда лучшие бригады трудились круглосуточно, по узкоколейке рядом с местом работ пустили курсирование духового оркестра.
В истории СССР ББК стал первым объектом, построенным силами заключённых Беломорско-Балтийского исправительно-трудового лагеря Соловков. На одной стройке бок-о-бок трудились уголовные преступники, несправедливо осужденные инженеры, врачи, военные, церковные служители и деятели культуры. Менее, чем за 2 года, люди вручную без строительных приспособлений проложили 227 км. Круглогодично в условиях северных морозов и метелей, сезонного распутья, а также летней жары и духоты своими силами без использования актуальной времени строительной техники рубили леса, преодолевали болота и топи, взрывали скалы. Для возведения канала строители использовали материалы, которые добывали тут же на месте стройки: торф, дерево, камень. Хорошо, что в Карелии они в изобилии. Бетон же и металл старательно экономили.
Участок Беломорско-Балтийского канала в Сегежском районе, который проложен в скалах. Фото www.wiki-karelia.ru
Общий объем земляных работ, которые провели каналоармейцы, составил 21 куб. млн. Осужденные переработали около 2,5 млн скальных пород, основные работы при этом проходили для возведения «Повенчанской лестницы» высотой 70 м. Соорудили 43 км искусственного русла канала и десятки километров вспомогательных дорог. Помимо этого, в ходе стройки перенесли Мурманскую железную дорогу, чтобы та не мешала проведению земляных работ. Для этого проложили около 2500 км железнодорожных путей.
Постоянно на месте строительства работало около 125 тысяч человек, что составляет чуть меньше половины численности современного Петрозаводска 2020-х годов. Суровые условия труда, высокий темп работы, голод и вспышки эпидемий приводили к высокой смертности среди рабочих. По этой причине об истории строительства ББК говорят, что это объект СССР, «построенный на костях». По данным историков, из лагерей на Беломорканал было отправлено более 250 тысяч человек, где по неофициальным данным погибло до 300 тысяч людей.
Кураторами стройки были назначены начальник ГУЛАГа Матвей Берман и нарком внутренних дел СССР Генрих Ягода. Оба руководителя были расстреляны в 1937 и 1938 годах по обвинению в антигосударственной деятельности.
Главным идеологом и руководителем строительства ББК считается один из руководителей ГУЛАГа, генерал—лейтенант инженерно-технической службы Нафталий Френкель. За 7 лет до начала строительства объекта в 1924 году одесский коммерсант Н. Френкель по обвинению в хранении тысячи долларов был приговорен к 9 годам особого режима тут же на Соловках. Уже в 1927 году, проявив себя незаурядным управленцем, был освобожден от заключения и при этом остался на Соловках, но уже в должности начальника лагеря. В 1929 году же и вовсе был переведен в Москву на должность руководителя производственной части всех лагерей ГУЛАГа. По мнению историков, именно Н. Френкель предложил использовать заключенных на масштабных и трудных стройках и ввел лозунг «Труд исправляет». В качестве высшей моральной цели строительства проекта поставил исправление оступившегося человека.
Из-за скудного рациона в лагере постоянно царил голод. Физически истощенные рабочие умирали из-за нехватки еды, болезней и большого объема физического труда в условиях севера.
Для повышения мотивации осужденных на объекте использовали систему, согласно которой норма питания связывалась с выработкой. Пропорция была проста: чем эффективнее работал человек, тем больше питания он получал. При низкой выработке сокращался и паек, болезнь же за весомую причину для невыполнения плана не принималась. В норму питания работников входил хлеб и морские водоросли. Ежедневная выдача норма хлеба на рабочего-заключенного составляла 500 гр. Внешне продукт мало напоминал что-то съедобное и походил на липкое вещество для взрывов аммонал. Впрочем, лагерники его так и называли. Высшей наградой за особенно высокие результаты считались пирожки с капустой или картофелем весом 75 граммов. Дополнительной мотивацией также служил зачет трех рабочих дней за пять дней срока.
По завершению стройки за «хорошую работу» сокращение назначенных ранее сроков получило около 60 тысяч заключенных. Почти 12500 человек получили помилование и были освобождены из мест заключения. В рядах амнистированных оказался академик Д.С. Лихачев.
В память заключенным, погибшим при строительстве ББК, на протяжении канала установлено несколько памятников. Одним из таких мест стала деревянная церковь Святителя Николая в Повенце. Храм со звонницей строился с 1999 по 2003 год на окраине поселка на берегу ББК за шлюзами. Здание, построенное в традициях северного деревянного зодчества, напоминает сторожевую башню, увенчано главками и украшено классической карельской резьбой. Первая служба в нем прошла 2 июля 2003 года в День памяти строителей Беломорканала.
Церковь Святителя Николая в Повенце. Фото.
Строительство канала завершилось 20 июня 1933 года. Под масштабную пропагандистскую поддержку в средствах массовой информации ББК был торжественно открыт 5 августа 1933 года.
Для возведения канала строители использовали материалы, которые добывали тут же на месте стройки: торф, дерево, камень.Фото [4]
Для того, чтобы воспеть и увековечить строительство объекта на страницах литературы, в 1933 году по предложению Максима Горького, которое поддержал И. Сталин, был организован своеобразный «пресс-тур» — поездка 120 советских писателей и деятелей культуры по берегам Беломорканала. В событии приняли участие Алексей Толстой, Всеволод Иванов, Михаил Зощенко, Борис Пильняк, Леонид Леонов, Валентин Катаев, Виктор Шкловский, Мариэтта Шагинян, Вера Инбер, Илья Ильф, Евгений Петров и другие. В ходе путешествия литературная элита на пароходе прошла по всем 227 км ББК и воочию увидела трудовые поселки и пообщалась с заключенными. По итогам увиденного авторы в краткие сроки подготовили коллективную монографию объемом в 600 страниц, воспевающую героику чекистов, которые отважились на переделку человека и природы.
К примеру, один из участников путешествия писатель Александр Авдиенко отметил, что рабочие жили в хороших условиях и получали полноценный рацион пищи, стройка же ББК «перековала» преступника в человека. Евгений Габрилович написал, что на пристанях литераторов встречали оркестры зеков в новых формах, «счастливые, застенчивые и лучезарные».
Также в 1940-х годах образ канала был увековечен на пачках самых популярных в Советском Союзе одноименных папирос «Беломорканал». На бело-синей упаковке вместе с Суэцким и Кильским каналом разместили и очертания ББК.
Построенный объект назвали «Беломорско-Балтийским каналом имени товарища И.В. Сталина». По итогам произведенных работ высшую государственную награду СССР — орденом В.И. Ленина, были отмечены Г. Ягода, М. Берман, Н. Френкель и другие руководители стройки.
Впервые по каналу прошли 25 июня 1933 года на корабле «Чекист». В 1933 году по новому каналу вместе с И.В. Сталиным совершили водную прогулку на пароходе «Анохин» и С.М. Киров и К.Е. Ворошилов. По данным историков, вождь остался недоволен увиденным, назвав канал «бессмысленным». Он отметил, что канал не удобен для транспортного сообщения, получился узким и мелким с глубиной 3,65 м.
Для обслуживания ББК был основан Беломорско-Балтийский комбинат, отвечающий за освоение территории, окружающей объект, площадью 2,8 млн га. В организации трудились около 85 тысяч человек, многие из которых также были заключенными. Дополнительно был организован 21 поселок для 30 тысяч человек из раскулаченных крестьян, отправленных в Карелию для становления на путь исправления из других регионов России. Численность сотрудников комбината составляла 25% от всего населения Республики Карелия.
В 1933 году через канал, наконец, прошла военная экспедиция «особого назначения», ради которой он и был построен. В ходе операции через канал из Кронштадта в Мурманск были переправлены несколько единиц Балтийского флота, в том числе две подлодки.
Во время Великой Отечественной войны Беломорско—Балтийский канал входил в число важных стратегических объектов страны. Уже в первую неделю военных действий воздушные силы Германии Люфтваффе начали бомбардировку канала. В результате вражеских нападений 28 июня были атакованы и повреждены шлюзы №6, 7, 8 и 9. Средствами же ПВО объект не был оборудован. Немецкие войска выбрали этот участок неслучайно — повреждение данных объектов делало невозможным функционирование канала. В ремонте инфраструктуры задействовали заключённых близлежащего ГУЛАГа. Так, на восстановление шлюза №7 в течение недели в 3 смены работало 500 человек.
Но, несмотря на усиленную оборону канала советскими войсками, также властью Советов было принято решение вывести объект из строя. В день 6 декабря при 37-градусном морозе финнами был захвачен Повенец. В тот же день светское командование приступило к реализации плана по уничтожению инфраструктуры ББКК. Поэтапно в декабре 1941 года друг за другом с разницей в несколько часов взорвали шлюзы и гидросооружения Повенчанской лестницы, откуда канал вел начало. В результате взрыва водным потоком практически был уничтожен поселок Повенец. Вместе с этим командующий Карельским фронтом В.А. Фролов выполнил задачу по очищению восточного берега от противника. Таким образом, линия Беломорканала стала нейтральной полосой, у которой финские войска были остановлены, полностью же выдворены после снятия оккупации Карелии в 1944 году.
После окончания войны разрушенные объекты восстановили, а 28 июля 1946 года возобновили и движение по каналу. В 1950—х годах ББК вновь реконструировали и провели электрофикацию механических систем и инфраструктуры. В 1970—е годы канал углубили до четырех метров и поэтапно заменили деревянный конструктив на бетонный. К этому времени объект уже утратил свое стратегическое и оборонительное назначение, но вместе с этим увеличил важность для развития экономики страны.
В 1964 году был введён в эксплуатацию Волго-Балтийский водный путь, который создал новый импульс для развития Беломорканала и увеличил его пропускную способность до 7 млн тонн грузоперевозок.
Сегодня ББК приобрел туристическое назначение и стал водной артерией, по которой проходят туристические суда для посещения Соловецких островов.