До революции улица носила другое название - Глухая. Это окраина города, по дороге, утопая в грязи, двигались люди, повозки. Освещение отсутствовало.
На фото: План города Олонца 1914 года.
Когда весной 1941 года здесь стали выделять землю для строительства домов, она уже была переименована в ул. Речную. Землю в безвозмездное пользование получила моя бабушка Ольга Петровна Богданова, вдова с тремя детьми. До объявления Отечественной войны успели залить бетоном опалубку, поставить сруб из брёвен и стропила для крыши, когда пришлось срочно эвакуироваться в Вологодскую область.
Когда в 1944 году вернулась, то нашла дом достроенным и ей сказали, что здесь финны обустроили пекарню. Печь занимала полдома, а стены были обмазаны голубой глиной. А напротив, на берегу, финны построили баню для солдат.
Пришлось бабушке заняться не женским делом: разбирать печь и достраивать дом.
Я прочитала Дело N59 по учёту населения г. Олонца, зарегистрированного в 1945 году в домах по ул. Речной. Почти все собственники домов сдавали часть помещения, прибывшим в город, в поисках работы, еды, родных. Они были из разных мест: Обжи, Сярмяги, Михайловского, Коткозеро, из Вологодской, Тюменской, Кемеровской областей, Ленинграда,из Запорожья, Ведлозерского района. Если стоять в начале улицы, то взгляд упирался в Банк. Развернувшись в конец улицы, взгляд упирался в тюрьму. За речкой Олонкой была больница и морг, а в конце ул. Розы Люксембург (бывшая Тюремная) школа. Поэтому на улице жили те, кто работал в этих учреждениях. Акушерка, мед. сестра, повар, учительница, инструктор, помощник повара. бухгалтер, начальник тюрьмы, надзиратель, начальник милиции. А также статистик, фотограф, плотник, сплавщик, лаборант, курьер, колхозник, возчик, рабочий, начальник железнодорожной станции, инженер, военный.
Многие с детьми и своим личным горем. Вдовы, погибших на фронте мужей, родители, потерявшие сыновей на войне, матери, пропавших без вести детей.
У меня есть список всех, кто был здесь зарегистрирован в 1945 году. Но из этого списка я назову только тех, кого сохранила моя детская и юношеская память.
Тюрьма. Фото, к сожалению, нет. Это длинное узкое здание с маленькими решётками на окнах. Построено было быстро и по просьбе начальника олонецкой милиции и конвоиров, что сопровождали этапы репрессированных по дороге Петрозаводск - Лодейное Поле. Здание милиции не могло вместить всех с этапа людей. Построили тюрьму в конце 20х годов. После войны начальником тюрьмы был Куличенко, украинец. Здесь же рядом он построил дом и разделял его с семьёй надзирателя Берёзина. Тюрьма простояла до конца 60х, вселяя ужас в сердца детей, а рассказы о ней холодили душу. Рассказывали об убиенных и замученных в этих застенках, о рве, куда хоронили умерших. Всередине 50х тюрьма уже не функционировала, рассыпалась, затем её разрушили, а за обломками поставили огромный забор и устроили питомник. Инициатором был мой отец и его сотрудники из ЖКХ. Саженцы привозили из г. Сортавала и из питомников Мичурина. Яблони, кустарники и клубнику охраняла старая женщина, жившая в мазанке. а сторожами были её гуси.
Затем на месте тюрьмы был построен строительный магазин, далее здесь был продуктовый магазин, а потом он долго стоял заколоченный, пока его не приобрёл Алексей Соловьёв. И первое что он сделал, это установил крест в память о погибших здесь людях.
На фото: Дом семьи Марии и Алексея Соловьевых. 2018 год
Дом N 11 Дом Екатерины Александровны Богдановой. В её доме снимала угол учительница Т. А. Шварц из Запорожья родом. Здесь родился Владимир Николаевич Богданов. Здесь в конце 50х годов он рядом построил дом своей семье (жена Клавдия Михайловна, дети Таня, Нина, Коля). Сейчас здесь живёт Николай Богданов с семьёй.
На фото: Дом Богдановых. Конец 1950-х г.г.
На фото: Дом Шахановых. Конец 1950-х г.г.
Дом N9. Дом Ольги Петровны Богдановой. В 1951 году из армии вернулся мой отец В. А. Богданов, ветеран ВОВ. В 1952 году женился на Ёлкиной З.Ф., калининской карелке, здесь родились мы с братом Александром.
На фото: Дом Богдановой Ольги Петровны и ее сына Богданова Владимира Александровича. 1961 год.
Посадили сад, "разбили" огород. В 1958 году появилась пристройка и веранда. С этого дома уехали жить и работать в г. Новомосковск и в село Видлицу сёстры отца Старкова М. А. и Микшиева Л. А. . В 1984 и в 1986 г. здесь родились мои дети Татьяна и Александр Кокатевы. В 1986 году родители получили квартиру. И в этом же году зимой умер- замёрз наш богатый сад. В 1991 г. квартиру получила моя семья. Дом осиротел, его пришлось заколотить. Но сейчас на этом месте строит дом молодая семья. Жизнь продолжается.
В бывшей бане, на берегу реки, напротив нашего дома, в 60 годы жила семья Мининых. Внучка Надежда работает в домоуправлении. Наши бабушки дружили и помогали друг другу.
Следующий дом- Дом Изотовых и Левичевых. (Я. И. Изотов, Т. Д. Изотова).Также жили три дочери, а два их сына погибли на войне.
На фото: Дом Изотовых.
На фото: Слева Изотова Александра Яковлевна, последняя жительница дома.
Тарасова П. Я. -фотограф, Изотова А. Я. -печатник в типографии, Изотова О. Я. -бухгалтер в лесхозе. Сын Николай присматривал за домом. Сейчас дом снесён, и здесь пустырь.
Дом 5а построил химлесхоз. Вселились семьи Герасимовых – Клавдии Васильевны и Анатолия Петровича ( их дети :Виктор, Костя и Сергей) и семья Е. Воронкович.
На фото: Дом, построенный для сотрудников химлесхоза в середине 1960-х г.г. Фото 2018 года.
В этом доме жили так же Савельевы, Ананьевы. Сейчас живут семьи Ю.Ю. Гущиной и Т. М. Мельниковой.
Дом Александровых... Самый старый. Здесь жили Андрей Андреевич (1897 г. р.), учитель, жена Зинаида Дмитриевна(1902 г. р.)родом из с. Ильинское. Жили их дети Кир Андреевич, инвалид ВОВ и Юрий Андреевич. Их внуки выросли и разъехались. Сейчас здесь живёт семья Селищевых. Около этого дома бил родник, всегда была вода. Так же здесь снимали угол Троицкие из Обжи.
На фото: Дом Александровых. 2018 год.
Следующий дом – дом учителя труда Паршукова, и К. И. Журавлёвой(из Сармяги). И жила семья Пулкинен Н. В.
Напротив Паршуковых, в бывшем доме Куличенко жила семья Чуркиных. Сейчас слева от пустыря(дом снесли) живёт семья Ждановых. На углу улицы стояли дома Фоминой т. Моти(и жили три дочери) и Прилукина Г. К. Около дома Прилукиных был большой сад, росло много цветов. У них был самый красивый и ухоженный участок.
На фото: Дом Прилукина Георгия Константиновича.
После закрытия банка это муниципальное жильё снимали семьи Асташовых(отец начальник милиции), И Н. Филипповой. Сейчас на этом месте сквер. Со временем улица благоустраивалась. Появилось уличное освещение, провели радио и телефонную линию, водопровод, вдоль дома намостили панели. Улицу расширили, посадили клёновую аллею, которую электрики безжалостно уничтожили год назад. За домами до школьного забора простирались картофельные поля. В связи со строительством дома 7а поля отобрали. В этом доме в 80 годах работала молочная кухня, сейчас столовая. Мост тоже построили в 60х годах.
На фото: «Больничный» мост.
Через мост ходили за колодезной водой.Она была минеральная. При начальнике водоканала Е. Ф. Калинине её на лимонадном заводе разливали в бутылки и продавали.
Родившиеся здесь после войны дети дружили и сохранили память об этой дружбе и поддерживают связь, почти как родственную. Выучились, и большинство сменило место жительства. Сейчас здесь проживает только 7 семей. Я хочу назвать профессии, которые получили новые жители улицы, родившиеся в 50 - 80 годы. Это - учителя, врач, механик, повар 6 разряда, бухгалтер, учёный,инженер лесного хозяйства, тракторист, паспортистка, госслужащий, предприниматель.
В настоящий момент улица Речная одна из самых оживлённых улиц. Спешат жители в поликлинику, больницу, детскую консультацию, в микрорайон на ул. Карла Либкнехта и обратно в город.