Свободная
энциклопедия

Ужас концлагерей

Ужас концлагерей
25 июня 2019 года исполнилось 75 лет со дня освобождения Олонецкого района от фашистских захватчиков [3]

Жители Олонецкого района, проживавшие на оккупированной территории Карелии в годы Великой Отечественной войны испытали тяжелые лишения и страдания.

Категория события (сражение, основание города, выборы и др.): период Великой Отечественной войны.
Место действия: Олонецкий район.
Масштаб события (региональное, федеральное, общемировое): федеральное.

Жёсткий режим Редактировать

Всех, кто остался жить в Олонецком районе, финны поделили по национальному признаку: на коренное население, которое состояло из карелов, вепсов и других финно-угорских народов и некоренное, состоящее из русских, белорусов, украинцев и других не финно-угорских народов. Деление населения использовалось при распределении продуктов и заработанных денег. 

Оккупанты установили на оккупированной территории жёсткий полицейский режим. Для взрослых: тяжелый труд (подневольный), холод, надзор, страх за наказание, отсутствие медицинской помощи. Местное население работало на лесозаготовках, строительстве оборонительных сооружений и железной дороги Уукса-Мегрега.

Малолетние дети почти всегда оставались под замком без горячей пищи. Бывало и ночевали одни в холодном помещении и голодали, когда матери не успевали прийти пешком из леса домой. А работали они далеко в лесу: рубили лес, возили на лошадях, а весной сплавляли. Пока норму не выполнишь – домой не отпускают, а нормы были большими. При бомбежках, если матери оказывались дома, все прятались в картофельных ямах.

По ночам ходили финские солдаты и проверяли: все ли дома, нет ли чужих. Категорически запрещалось кому – либо из жителей деревни самовольно покидать деревню. В деревнях в каждом доме имелся список проживающих, населению выдавались специальные паспорта, с 21.00 вводился комендантский час, перемещения между деревнями – с разрешения старост. Вокруг деревень выставлялись караулы, проводились облавы с собаками. В зимнее время прокладывалась контрольная лыжня, велось наблюдение с самолетов. Наряду с политикой «заигрывания» с так называемыми соплеменниками финны принимали суровые меры к лицам, заподозренным в оказании помощи «партизанам»: их заключали в тюрьмы, расстреливали на глазах у односельчан. Финны грабили, увозили, жгли и разрушали все, даже разбирали постройки из кирпича, и кирпич вывозили в Финляндию. Разбирали дома на постройку блиндажей, землянок и даже дач офицеров и просто на дрова.

Под угрозой расстрела Редактировать

В фондах Олонецкого муниципального архива хранятся два списки заключенных концентрационного лагеря, который находился на территории поселка Ильинский и назывался Паалу (Шпалы). До войны на этом месте был завод по производству шпал. В первом списке значится 959 узников, из них 337 малолетних детей и 622 – это граждане, достигшие 16 лет. А во втором – всего 702 человека, среди них 161 ребенок.

Заключенные жили в бараках. Кроме стола из досок, скамеек и голых нар вдоль стен, в помещениях ничего не было. Кроме того, в помещениях было очень темно и сыро, под ногами стояла вода. Все узникам не хватало места на нарах, многие вынуждены были спать на холодном, мокром полу. Многие не выносили таких условий и умирали.Часовые охраняли лагерь круглые сутки, кроме того вокруг была натянута в два ряда колючая проволока. На воротах висели таблички, которые предупреждали узников о расстреле за выход за ограждения.

Прожарка Редактировать

Оккупанты ввели всеобщую трудовую обязанность для лиц от 15 до 60 лет. Заключенных заставляли работать как внутри лагерей, так и за их пределами на отдаленных участках и на сельскохозяйственных работах. Все семь дней в неделю были рабочими, за работу не платили. В конце марта 1942 года был установлен еженедельный выходной день. С мая 1942 года пленным разрешили работать 8 часов в день. Из-за голода и болезней эффективность труда была низкой. Часто заключенных били за невыполнение норм выработки, неправильную укладку дров в поленницы, недостаточное уважение чинов охраны.

Финские охранники издевались и над детьми, их избивали резиновыми плетками. Все бесчинства творились по приказу коменданта. Били и расстреливали даже тех, кто выходил из зоны выпросить кусочек хлеба. Тем, кто подходил близко к изгороди, стреляли в ноги. Стреляли и в тех, кто пытался убежать. Мальчика за попытку к бегству расстреляли и оставили висеть в лагере вниз головой на проволоке, чтоб другие боялись.

По воспоминаниям бывших заключенных, раз в неделю была баня, но необычная. Происходило это так. Детей, стариков, женщин и мужчин одновременно сгоняли в баню и закрывали на определенное время. Густой настой хлорки, высокая температура, от этого многие теряли сознание. Если кому-то становилось плохо, раньше отведенного времени выйти было нельзя. Её узники прозвали «прожаркой». После такого мытья надзиратели голых пленных сгоняли на улицу, независимо от времени года и фотографировались с ними. Одежду и обувь заключенных тоже «прожаривали», а затем выбрасывали на улицу. Заключенным приходилось находить свои лохмотья в общей свалке.

Голод и побои Редактировать

Очень много людей погибло в лагерях, умирали целыми семьями. Вот как вспоминают очевидцы.

Питание заключённых было скудное и состояло из 100 граммов баланды из серой ржаной муки. Баланда-это жижа со сплюснутыми зернами овса и мелко рубленными кусочками бумаги. Хлеба не было, вместо него – подпорченные галеты. В день – одна галетина. Поэтому, жили впроголодь, все были истощены.

Иногда давали «колбасу», которая было сделана из мясных отбросов с примесью крупы. «Колбаса» всегда была с плесенью, а то и с червями. Даже голодные заключенные не могли её есть и часто выбрасывали на помойку.

Заключенных постоянно били, проводили массовые порки. В сентябре 1943 года несколько женщин из лагеря пошли искать остатки картошки на перекопанных полях. После возвращения в лагерь их жестоко избили плетьми, не пощадили даже беременных. Их душераздирающие крики слышали все в лагере. После избиения, женщин лишили половины недельного пайка.

В марте 1944 года надзиратели за невыполнение непосильных заданий придумали для заключенных новое наказание. Они наголо стригли женщин и девушек.От систематических побоев и издевательств более четверти пленных умерло в лагерях.  

Лагерь для военнопленных Редактировать

На оккупированной территории города Олонца, на его окраине, находился лагерь, известный как пересыльный лагерь №17. В нем содержались военнопленные. В сентябре 1941 года с фронта в этот лагерь попали бойцы и младшие командиры Красной Армии. Все они воевали на р. Свирь. Площадь и все здания лагеря были в два ряда обнесены колючей проволокой высотой в два метра. В разное время в этом лагере содержалось от 600 до 1000 пленных.

Военнопленные жили в одном бараке, размещались на трехъярусных нарах. Все личные вещи финны у военнопленных забрали. В бараках было очень тесно, летом стояла невыносимая жара, а зимой было очень холодно. Приходилось спать на голых досках. Летом босых узников гоняли на работу, заставляли ремонтировать дороги, заготавливать лес, выполнять другие черные работы. 

Военнопленных плохо кормили. Им выдавали по 200-250 грамм хлеба в сутки, а иногда вообще не кормили. Рацион пленных в сутки состоял из 150 грамм галет, 0,5 литров баланды утром и вечером. Баланда для пленных – это неочищенная гнилая картошка с водой или овсяная мука. Иногда в баланду добавляли мясо дохлых лошадей. Все военнопленные были истощены, еле передвигались. От голода могли поймать собаку, кошку, крысу, лягушку, змею и есть это мясо. После такой пищи часто у пленных случались пищевые отравления. За любую провинность, за сбор отбросов возле кухни, за невыполнение приказов по причине болезни военнопленные жестоко наказывались плетью.

С сентября 1942 года по май 1943 года выжило около 400 человек. Трупы умерших военнопленных сваливали в траншеи за проволочной оградой лагеря, зарывая землёй. В ноябре 1942  года в лагерь №17 попали разведчики Звёздина, Филиппова, Деляев и Леонтьев. В феврале 1943 года их вывели за ограду и расстреляли. В конце марта 1943 года также расстреляли разведчиков Красной Армии Гагарина, Осипова, Григорьева и ещё двух неизвестных. 

Источники
  1. Документы архивного фонда МКУ «Олонецкий муниципальный архив»
  2. МКУ «Олонецкий муниципальный архив» https://vk.com/public172556208
  3. 25 июня 2019 года исполнилось 75 лет со дня освобождения Олонецкого района от фашистских захватчиков. https://vk.com/wall-172556208_135