Свободная
энциклопедия

Вепсы Лонины

Вепсы Лонины
Шелтозерский вепсский этнографический музей им. Р. П. Лонина [1]

Это работа Картылайнен Светланы - победительницы конкурса эссе о природе и истории Карелии, объявленного в мае 2019 года. В своем эссе Светлана рассказывает историю своей семьи.

Место действия: Республика Карелия
Действующие лица: семья Лониных
Масштаб события (региональное, федеральное, общемировое): региональное
Дата события: май 2019 года
Содержание

Вепсы Лонины Редактировать

Думаю, что история края – это история ее жителей, отдельных личностей, которые жили, трудились на этой земле, создавали семьи, воспитывали детей, их судьба - судьба родного края.Такими людьми были мои предки.

В XIX веке основным торговым путем между Петербургом и Петрозаводском была река Свирь, у моего далекого прадеда Лони имелось две баржи, с помощью которых он и вел торговлю - доставлял в Петербург лес, камень, железо. Доставлять груз вниз по течению реки, наверное, было выгодно, но что там случилось теперь уж никто не знает, Лоня однажды прогорел. Были у Лони дети, от них и пошла наша фамилия – Лонины.

Папа рассказывал, что из своих дальних предков по мужской линии знает про прадеда: Ивана Игнатьевича Лонина, проживавшего в деревне Каскесручей на рубеже веков. Жили они в большом, просторном доме. Детей было много. Кто-то был грамотным, учился в Петрозаводске, остался там жить. Другие переселились в Рыбреку или остались в Каскесручье.

По национальности предки мои были вепсами.

Финно-угорское племя Весь с незапамятных времен заселяло юго-западное побережье Онежского озера. Позже, когда новгородцы начали осваивать новые территории вверх по Свири, вепсы были вытеснены на север и юг, именно в это время возникли поселения Каскесручей, Шелтозеро, Шокша. Люди осваивали новые места обитания, сохраняя свои законы, традиции, уходя при этом подальше от контроля властей – «подальше от царского ока». Но дремучими не были, осваивали и плоды науки и техники, просвещение, новую культуру, приняли православное христианство. Однако, за почти тысячелетнюю историю связи с русскими сохранили и свою культуру, и свой язык, в домах и на улицах Рыбреки, Шокши, Шелтозера до сих пор можно услышать вепсский язык.

Многое для сохранения культуры вепсов сделал Рюрик Петрович Лонин, внук Ивана Игнатьевича Лонина. Окончив ремесленное училище№1, работал на Онежском тракторном заводе, в 1957 году вернулся в Шелтозеро и работал в совхозе. С этого времени страстно увлекся народным фольклором и собирал различные инструменты, предметы быта. Часто ездил по деревням района. Его стараниями в 1967 году был основан Шелтозерский вепсский этнографический музей, который с 2010 года носит его имя. В 1992 году Рюрику Петровичу было присвоено звание заслуженного работника культуры Республики Карелия. Кроме музея, издано несколько трудов, рассказывающих нам о жизни и культуре вепсов.

Рюрик Петрович Лонин 1930-2009 г. [1]

Начало XX века было богато на трагические события в нашей стране, но все это было где-то далеко, слухи обо всех бурных событиях доходили до Каскесручья не сразу. Не было в наших краях никогда крепостничества, помещиков. Жили здесь люди самостоятельные, ответственные перед казной и государством, в меру своих сил добывали хлеб насущный в суровых условиях Севера, воюя с природой, стремясь завоевать ее силой, или идя на поклон и пользуясь ее благосклонностью. Все трудности, что при царе были, остались и при новой власти.

Во время войны территория нашего края оказалась оккупированной финскими войсками, к началу октября 1941 года советские войска отступили за Свирь. Долгое время, почти три года, река Свирь являлась линией фронта.

Мой прадед Николай Иванович Лонин категорически отказался покинуть родное гнездо – жалко хозяйство. Кто будет тебе рад на новом месте? В целом оккупация финскими войсками для вепсов не оказалась такой страшной и ужасной, как это было на территориях занятых немцами. Финское руководство вело политику лояльного отношения к финно-угорским народам, ставило своей целью создание государства Великая Финляндия на территории от Скандинавии до Северного Урала.

Дом Николая Ивановича был большой, на четыре семьи, там-то на втором этаже финны и организовали свой штаб. Ожидалось скорое взятие Москвы, и они были веселы и благодушны, вели пропаганду, хвалились и нарочно спрашивали у населения о перспективах военной кампании, даже совершенно не отреагировали на слова моего прадеда сказавшего: «У Гитлера-то усы пожиже будут, чем у Сталина… погодите, Сталин и усами потеснит его».

Худо-бедно жизнь продолжалась, люди трудились, работала финская школа, детей учили «правильной, цивилизованной жизни нового порядка». Моему деду, Михаилу Николаевичу Лонину, тогда исполнилось 16 лет. Порядки, установленные финнами, он считал, как ни странно, правильными, справедливыми: «если делаешь работу, делай хорошо, а иначе не берись вовсе». Нетерпимо финны относились к пьянству и воровству. Могли и палец, а то и руку отрубить. В общем с мирным населением жили мирно, даже помогали, а вот с сопротивлением, особенно с партизанами расправлялись жестоко, война все-таки.

Летом 1944 года территория Карелии была освобождена. Финляндия вышла из войны. Михаилу Николаевичу исполнилось 18, призывной возраст. Многих молодых людей сразу призывали в ряды Советской Армии. Дед очень боялся, что его не возьмут, роста он был среднего, а вот вес вряд ли 50 кг был. «Неужели на пушечное мясо даже не сгожусь» - думал он. Мой папа спрашивал его, почему же он так переживал, дед ответил: «Да после такого позора ни одна девушка замуж за такого «негодного» не пойдет».

Легко быть героем открыто совершая подвиг: «На миру и смерть красна», а остаться честным принципиальным только перед своей совестью, проявить отвагу и самопожертвование, и не думать об известности твоего поступка - это настоящий героизм. Не представляю, что пришлось выдержать людям в то время.

То, что хорошо помнил о войне Михаил Николаевич, это смертельная усталость, оказывается можно спать и во время движения пешком, особенно если ты в середине строя, товарищи поправят твои неверные действия.

Освобождали Польшу. Он бежал, путаясь в полах шинели, вместе со всеми, временами вскидывал винтовку, стреляя вперед. Открытым ртом ловил воздух, густо насыщенный запахом пороха, оглохший от скрежета и лязга, монотонного, непрерывного. Бежал пока были силы, другие тоже бежали. Вдруг почувствовал удар, нога подломилась… Упал, уткнувшись лицом в чужую землю. Очнулся в госпитале, осколком перебило коленный сустав. Ногу впоследствии удалось спасти, но она стала короче, и дедушка хромал всю жизнь.

Лонины всегда были честными, трудолюбивыми людьми, очень любили своих детей и стремились дать им лучшую жизнь.

Потомки Лониных до сих пор продолжают жить и трудится на благо своего края на родной вепсской земле и за ее пределами, сохраняя память о предках, передавая ее младшему поколению. 


Источники
  1. Шелтозерский вепсский этнографический музей им. Р. П. Лонина https://vk.com/vepsmuseum