Свободная
энциклопедия

Возрождение монастырской жизни в XIX веке

Возрождение монастырской жизни в XIX веке
Клименецкий монастырь [19]

Возрождение монастырей, начавшееся в Карелии в начале XIX века, стало возможным благодаря смягчению государственной политики в отношении Русской Православной Церкви. Успешное развитие монастырской жизни во многом обуславливалось общим подъёмом отечественной экономики, промышленности и торговли.

Категория события (сражение, основание города, выборы и др.): возрождение монастырей.
Место действия: Республика Карелия.
Масштаб события (региональное, федеральное, общемировое): региональное.

Изменение государственной политики Редактировать

Возрождение монастырей, начавшееся в Карелии в начале XIX века, стало возможным благодаря смягчению государственной политики в отношении Русской Православной Церкви. Успешное развитие монастырской жизни во многом обуславливалось общим подъёмом отечественной экономики, промышленности и торговли. В среде российского крестьянства появляются крупные предпринимательские династии, получившие широкую известность в сфере благотворительности. Благодаря щедрым вкладам купечества восстанавливались и существовали многие монашеские обители края.

В конце XVIII – начале XIX века меняется государственная политика в отношении Русской Православной Церкви, и создаются благоприятные условия для восстановления закрытых при Екатерине II монастырей и образования новых монашеских обителей. При Павле I в 1797 году штатные и заштатные монастыри наделяются пахотными и сенокосными землями (по 30 десятин). Монастыри могли владеть по одной мельнице и просить от казны рыбные ловли1. При Александре I им позволили принимать в дар и приобретать ненаселённые земли и разные угодья с разрешения императора2, а при Николае I они стали получать участки от 50 до 150 десятин из казённых лесных дач. Монахам дозволялось использовать строевой лес для своих нужд (но не продавать) и только с разрешения Святейшего Синода3.

Кто мог стать монахом Редактировать

Богомольцы. Случевский К.К. «По Северо-Западу России» (СПб.,1897)

Монахами могли стать мужчины не моложе 30 лет и женщины – 40 лет. В 1832 году выпускники духовных семинарий и академий получили возможность постригаться с 25 лет. Для послушников и послушниц, желавших «принять ангельский образ», предусматривался трёхлетний испытательный срок, или искус, в течение которого за ними внимательно наблюдали настоятель или настоятельница вместе с духовником монастыря. Будущий монах не должен был находиться в браке, иметь малолетних детей и неоплаченных долгов. От крестьян и мещан из податных сословий требовался увольнительный документ от своих сельских или городских обществ и письменное согласие губернской казённой палаты4.

До середины 1860-х годов для монашеского пострига непременно запрашивалось разрешение от членов Святейшего Синода5, что порождало бумажную волокиту на всех уровнях церковной иерархии. При Александре II епархиальным архиереям предоставили полное право самостоятельно благословлять постриги6.

Среди монашествующих можно было встретить представителей разных сословий. В первой половине XIX века в монашеских общинах преобладали выходцы из духовенства и мещанства, гораздо реже – дворянства, а к началу ХХ века – главным образом из крестьянства.

Хронология возрождения монастырей Редактировать

Александро-Свирский монастырь

Закрытые при Екатерине II монастыри в Олонецкой губернии стали возрождаться на основе общежительного устава в начале XIX века при мощной материальной поддержке благотворителей. Первой в крае восстанавливалась мужская Задне-Никифоровская пустынь, которая в 1800 году была приписана к Александро-Свирского монастырю по ходатайству его настоятеля и вскоре населена монахами7. Потребовалось почти полвека, чтобы она окрепла и получила самостоятельный статус в 1846 году. Вслед за ней возобновляются другие монастыри и пустыни: Андрусова в 1814 году, Сяндемская в 1821 году, Яшезерская в 1852 году, Клименецкий в 1833 году, Муромский в 1867 году8. На рубеже XIX–ХХ веков появились два новых женских монастыря — в 1900 году Введенский Паданский, который вырос из небольшой общины, образовавшейся вокруг подвижницы благочестия Анастасии Паданской, и в 1903 году Кирико-Иулиттинский Ладвинский, созданный по инициативе ладвинского крестьянина Федора Кипрушкина после смерти его жены9.

Как возрождались монастыри Редактировать

Заново рождались прежде всего те монастыри, которые имели известного основателя, почитавшегося местным населением. Сказывалось и влияние географического фактора. Относительная близость закрытой обители к деревням и селам позволяла окрестным жителям чаще их посещать, а затем принимать активное участие в их восстановлении. Монастыри открывались по инициативе будущего «патрона», каковым могли выступать Олонецкий архиерейский дом, действующий монастырь, богатый жертвователь, или по классической схеме, когда вокруг конкретного подвижника собирались его ученики и последователи.

Роль благотворителей Редактировать

Яшезерская пустынь20

Огромное значение при возобновлении монастырей имела щедрая помощь со стороны купечества и активная поддержка местного населения10. Часть местных обителей восстанавливалась на средства отдельных благотворителей: Андрусова пустынь – петербургского купца Андрея Сергеева11, Муромский монастырь – пудожского купца Ивана Малокрошечного, Яшезерская пустынь – шокшинского купца Марка Пименова12. Возрожденные монастыри, материальный достаток которых изначально основывался на пожертвованиях и различных сборах, были обречены на постоянную зависимость от мира, а значит, и на тесное общение с ним13.


Традиции старчества Редактировать

Подлинное возрождение монастыря как духовного организма, создание монашеской общины на основе общежительного устава напрямую зависели от качеств главы монастыря и присутствия подвижников благочестия в составе братии. Традиции старчества успешно развивались в Задне-Никифоровской пустыни: здесь известный своим строгий аскетизмом старец Игнатий Важеозерский, постриженик греческого монастыря Пантакратор на Афоне, воспитал несколько учеников, которые впоследствии стали мудрыми наставниками братии в духовной жизни14.

Женское монашество Редактировать

Клименецкий монастырь19

Об успешном развитии женского аскетизма и монашества в Карелии говорит появление двух новых девичьих монастырей – Ладвинского и Паданского – и неофициальное существование в 1830-х годах сестринской общины при упраздненном Муромском монастыре15. Об этом же свидетельствовало преобразование мужских Клименецкого монастыря в 1906 году и Сяндемской пустыни в 1909 году в женские обители, перед которыми ставились серьезные миссионерские задачи.

Причины общероссийского явления «феминизации монашества» историки связывают с «явлениями экономического порядка», общим религиозным подъемом в стране, вызванным влиянием старчества, постепенным изменением социального положения женщин после петровских реформ; разрушением традиционной семьи и распространением европейского типа брака (появляется «новая категория людей — незамужняя женщина»)16. В монастыре могло быть удовлетворено женское стремление к самостоятельности и образованию.

Источники
  1. ПСЗРИ. Собрание первое. Т. 24. № 18273. http://nlr.ru/e-res/law_r/coll.php?part=1
  2. ПСЗРИ. Собрание первое. Т. 28. № 21785; Т. 31. № 24246. http://nlr.ru/e-res/law_r/coll.php?part=1
  3. ПСЗРИ. Собрание второе. Т. 13. № 11518. http://nlr.ru/e-res/law_r/content.html#2
  4. ПСЗРИ. Собрание второе. Т. 9. Ст. 411. http://nlr.ru/e-res/law_r/content.html#2
  5. ПСЗРИ. Собрание второе. Т. 16. № 14409. http://nlr.ru/e-res/law_r/content.html#2
  6. ПСЗРИ. Собрание второе. Т. 40. № 42505. http://nlr.ru/e-res/law_r/content.html#2
  7. Кожевникова Ю. Н. Монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине XVIII – начале ХХ в. Петрозаводск, 2009. С. 112–116.
  8. НА РК. Ф. 25. Оп. 2. Д. 23/1638; Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем. СПб., 1890–1897. 3 т. https://www.prlib.ru/item/426774
  9. Левгеров Д. И. Ладвинский Боголюбский Кирико-Иулитинский женский монастырь Олонецкой губернии, Петрозаводского уезда. Петрозаводск, 1910.
  10. Пулькин М.В., Захарова О.А., Жуков А.Ю. Православие в Карелии (XV – первая треть ХХ в.). М., 1999. С. 84.
  11. Кожевникова Ю. Н. Николаевская Андрусова пустынь. XVI–XX вв. Петрозаводск, 2017. С. 186–190 http://www.kirjazh.spb.ru/biblio/andrus.pdf
  12. Кожевникова Ю. Н. Пять веков истории. Благовещенская Яшезерская пустынь. Петрозаводск, 2014. С. 155–158. http://www.kirjazh.spb.ru/biblio/jashozero.pdf
  13. НА РК. Ф. 25. Оп. 4. Д. 37/1, 49/1, 58/2, 62/1, 63/1, 63/2, 64/3, 65/1; Там же. Оп. 1. Д. 25/22. Л. 17, 69.
  14. Архив СПбИИ РАН. Ф. 3. Оп. 3. Д. 56. Л. 45 об. – 46 об.; Шевелкин И. Воспоминания о старце Исайе, возобновителе Никифоровской пустыни // Душеполезное чтение. 1864. № 12. С. 111–119; Старец Исайя (в схиме Игнатий) http://vazhe.info/?page_id=788
  15. Кожевникова Ю. Н. Монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине XVIII – начале ХХ в. Петрозаводск, 2009.
  16. Смолич И. К. Русское монашество: 988–1917. Жизнь и учение старцев. М., 1997. С. 292–298 278. https://www.sedmitza.ru/lib/text/436420/
  17. Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале ХХ века. М., 1999. С. 21; Емченко Е. Б. Женские монастыри в России // Монастыри и монашество в России XI–XX века: Исторические очерки. М., 2002. С. 264–265; Нечаева М. Ю. Саров и женское монашество на Урале в конце XVII–XIX вв. Екатеринбург, 2000. http://atlasch.narod.ru/works/sarov1.htm
  18. Белякова Е. В. Вопрос о диакониссах на Поместном соборе 1916–-1917 гг. // Церковно-исторический вестник. М., 2001. С. 139–161.
  19. Клименецкий Свято-Троицкий мужской монастырь https://monasterium.ru/monastyri/monastery/klimenetskiy-svyato-troitskiy-muzhskoy-monastyr/
  20. Благовещенский Ионо-Яшезерский монастырь - Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%98%D0%BE%D0%BD%D0%BE-%D0%AF%D1%88%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C