Карельские руны – фольклорные произведения, которые рассказывают о создании мира, о некоторых обрядах, о противостоянии героев темным силам. Сказания существовали в Карелии многие века. Они передавались песнопевцами и сказителями потомкам в устной форме. Затем ученые начали изучать и записывать их.
Руна представляет собой стих, близкий к четырехстопному хорею. В нем отсутствуют рифмы. Но благодаря аллитерации – повторению одинаковых или односложных согласных –песня приобретает выразительность1.
Рунические песни одноголосны. Исполнялись они обычно одним или двумя песнопевцами. При этом исполнители сидели напротив друг друга, держались за руки и покачивались вперед и назад, имитируя греблю на лодке. Песню начинал запевала, затем его помощник перепевал строфу, а у солиста было время обдумать следующую песню.
Руны не связаны между собой единым сюжетом. В них повествуется о богах, героях, освоении земель, северной природе. Это не исторические песни. В них говорится о временах, когда на земле Карелии не было войн, религиозной розни. В эпосе воспевается труд и созидание, победа героев над злыми силами природы, духами, колдунами.
Главными героями карело-финского эпоса «Калевала», сборника из 50 рун, являются внук ветра Вяйнямейнен, кузнец Ильмаринен, богатырь Лемминкяйнен и другие персонажи. В рунах рассказывается о волшебной мельнице Сампо, которая приносит счастье и богатство, о появлении железа. Говорится о создании первого кантеле – финно-угорского музыкального инструмента, игра на котором часто сопровождало выступления рунопевцев. Имена персонажей эпоса можно встретить на карте Карелии в названиях гор, водопадов, озер и других природных объектов.
Руны существовали на карельской земле сотни, а возможно и тысячи лет. Они пелись обычными людьми – крестьянами, охотниками, рыбаками – после долгого рабочего дня.
В большинстве случаев рунопевцами были мужчины. Лирические песни и свадебные напевы часто исполняли женщины. Сказителей и песнопевцев любили приглашать на праздники и сходки. Тот, кому нравились руны, старался их запомнить. Позднее, когда он сам исполнял произведение, ему было важно сохранить смысл песни, не заботясь о дословном повторе. Забытые слова песнопевец мог заменить, повествование – украсить, дополнить. Последующие перепевки также могли отличаться от оригинала. Так постепенно руны изменялись. Поэтому дошедшие до нас рунические песни – это результат долгого творческого процесса.
Издавна руны передавались устно. Затем появились технические возможности, и в XIX веке было записано около 5000 рунических песен. Наибольшее их число сохранилось в Карелии, Архангельской области, на берегах Ладоги и в бывшей Олонецкой губернии.
Финский этнограф и собиратель народного устного творчества Элиас Лённрот ездил по деревням, разговаривал с песнопевцами, изучал их быт. Он систематизировал полученный этнографический материал и выпустил сборник карело-финского эпоса «Калевала». В него вошло 50 рун. Публикация книги в 1835 и 1849 гг. вызвала рост интереса к этому виду народного творчества. Исследователи находили новых рунопевцев, популярность исполнителей росла. Их приглашали не только на сельские праздники, но и на светские рауты в Сортавале и других больших городах.
В XIX − начале XX века стали известны рунопевцы: Ларин Параске, Архип и Михаил Перттунены, Иван Шемейка. В Сортавале установлен памятник рунопевцу, прообразом которого стал Петри Шемейка, карельский сказитель и песнопевец.
Фрагмент руны на сюжет "Состязание в пении" в исполнении Федосьи Никоновой, 1983 год, Лоухский район, деревня Софпорог2.