Эпос «Калевала» написан в жанре сборника фольклорных сказаний финно-карельских народов. В 50 рунах (народных песнях) автор рассказывает о героях, живших в мифических странах Калева и Похьёла. Несмотря на то, что эпос не является отсылкой к конкретному временному периоду истории, но в сказаниях упоминает реальные государства и географические места.
Карело-финский эпос «Калевала» — это сборник поэтических сказаний из 50 песен о жизни героев, обладающих не только реальными человеческими чувствами, но и магической силой. Автором книги выступил финский лингвист и фольклорист XIX века Элиас Лённрот.
Основой для текстов произведения стали руны — народные эпические песни, повествующие читателям о быте и культуре северных предков. Главными персонажами книги выступают богатыри-волшебники. Они действуют подобно героям русских-народных сказок: совершают подвиги и преодолевают препятствия ради личного успеха и счастья, а никак не для идей государства. Секретами их силы выступает волшебство или магия, которая позволяет персонажам побеждать зло, превращаться в животных и явления природы.
Сюжеты эпоса не имеют под собой реальной исторической основы. Являясь художественным вымыслом, тексты отсылают окружающих к дохристианским верованиям жителей северных районов Карелии. При этом в повествовании вместе с мифическими странами Калева и Похьёла упоминаются реальные государства и народности. Так, в книге описываются Эстония, Карелия, Финляндия, Россия, Швеция, Лапландия и Германия. Также читатели смогут узнать в повествовании географические объекты, существующие до сих пор: реки Вуокса и Нева, а также финский водопад Иматра.
Сначала было слово, а народной поэме «Калевала» дало начало увлечение финского врача Лённрота карело-финским фольклором: эпическими сказаниями, песнями, пословицами и поговорками. В течение 14 лет с 1828 по 1842 год будущий автор путешествовал по Карелии, Мурманску и Архангельску. Причем делал это в качестве обыкновенного пешего путника с ружьем и мешком за плечами, в который сложил все необходимое, водоемы же преодолевал на лодке.
Все это время во время путешествий Лённрот записывал путевые заметки, которые и легли в основу эпоса «Калевала». Ими стали народные былины, сказки и предания, жившие в оселках веками и передававшимися из уст в уста от поколения к поколению.
Элиас Лённрот. Фото www.wiki-karelia.ru
Таким образом, автор собрал уникальный материал не только для написания художественных произведений, но и зафиксировал ценные исторические и географические заметки, комментарии о быте и промысле жителей Карелии и обычаях. Как врач он уделял большое внимание и тому, насколько высокого «люди из народа» владеют медицинскими знаниями.
Первую поездку в Карелию Элиас Лённрот совершил в 1828 году по небольшим территориям Приладожья в современном Сортавальском районе. Через 4 года в 1832 году посетил село Реболы XVI века в Муезерском районе, деревню Каскеснаволок конца XIX—начала XX века в Пряжинском районе. Помимо этого, побывал на берегах озер Минозеро и Бабья Губа в современной Костомукшском городском округе. Затем через Муезерский район вернулся в Финляндию.
В 1833 году автор провел свою основную фольклорную экспедицию по сбору художественной основы для «Калевала». Тогда он побывал на берегах озер Вуокса, Каменного озера и Верхнее Куйто, посетил поселок Войница в Калевальском районе. Через год вернулся в Карелию вновь и обратил свой интерес к ее северной части — поселениям на верхних берегах реки Кемь, где познакомился с карельскими рунопевцами Архипом Перттуненом и Ваассилой Киелевяйненом.
Для жителей Карелии рунопевцы являлись настоящими сказителями или странниками-певцами, знающими сотни былин и фольклорных историй. Но быть хорошим рассказчиком для рунопевца — это лишь половина таланта. Для такого народного сказителя важно быть хорошим музыкантом, исполняя руны под звуки кантеле.
Реалистично увековечил образ рунопевца финский скульптор Алпо Сайло в памятнике «Рунопевец». В 1935 году он установил монумент на площади Вяйнямёйнена в городе Сортавала к 100-летию со дня выхода первого издания эпоса «Калевала». Герой изображен в образе старца, сидящего в кресле на медвежьей шкуре и держащего в руках кантеле.
Мудрый рунопевец. Фото [13]
В 1835 году Элиас Лённрот прошел большой маршрут по Муезерскому, Калевальскому району и территориям в Костомукше. После этого собранные руны и сказания он окончательно оформил в единый текст эпоса «Калевала».
Так, в 1835 году вышло первое издание народного эпоса «Калевала». Написанное на финском языке, оно содержало 32 руны или 12 тысяч строк. Через 4 года в 1839 году автор выпустил окончательный вариант, дополнив содержание новыми сюжетами. В книгу вошло 50 рун или 22795 поэтических строк. Версия на русском языке вышла в свет в 1888 году. На русский язык труд Лённрота перевел поэт Л.П. Бельский и опубликовал в историко-литературном журнале «Пантеон культуры».
Выход эпоса «Калевала» не завершил череду путешествий Элиаса Лённрота по Карелии, Мурманской области и Северной Европе. Не завершил автор и свою литературную деятельность, а по мере готовности материала выпустил работу «Домашний врач финского крестьянина», сборник финской народной лирики «Кантелетар», собрание финских народных пословиц и загадок. Помимо этого опубликовал материал о флоре Финляндии и работалл над составлением «Финско-шведского словаря» в двух томах.
За высокие научные заслуги Элиас Лённрот был отмечен статусом почетного члена Берлинской Королевской академии наук. В 1853 году автора пригласили работать в качестве профессора финского языка и литературы в Гельсингфорсский университет. Через 6 лет в 1859 году избрали почетным членом Венгерской академии наук. Отметили Лённрота и в России, когда в 1876 году избрали почетным академиком первого высшего научного учреждения в Российской империи — Императорской академии наук в Санкт-Петербурге.
Карело-финский эпос «Калевала» состоит из своеобразных «частей» или рун — восьмисложных стихов, которые связывает не рифма, а повторение одинаковых согласных в стихотворении. Такое сочетание придает тексту особую выразительность. Например:
«Вот поднялся Вяйнямёйнен,
Стал ногами на прибрежье,
На омытый морем остров,
На равнину без деревьев».
Иногда в финском языке руна обозначает песню в общем значении. Со временем также у финских народов в рунах появляется сквозной образ идеального фантастического героя, развиваются руны-заговоры и магические руны.
После выхода текстов «Калевала» у читателей появился интерес к образу рунопевцев — исполнителей народных фольклорных сказаний. Ведь теперь люди узнали о том, что сказители могли не только литературную форму читать, но и напевно растягивать и исполнять подобно песне. Для современных читателей руны могут напоминать привычные русские-народные сказки, которые часто содержат сквозных героев и затрагивают десятки сюжетов. В сборнике «Калевала» также нет единого сюжета, поэтому связать руны в единое повествование невозможно.
Название «Калевала» карело-финский эпос получил неслучайно. В качестве наименования книги автор рассматривал варианты «Кантеле Вяйнямёйнена» и «Вяйнёла и Похьёла». Слово же «Калевала» автор услышал однажды в 1834 году в пастушьей песне из деревни Вокнаволок.
Согласно сюжету, Kaleva стала мифической страной, где живут и действуют герои книги, а суффикс –la напрямую подчеркивает их место жительства. Например, читаем «Калевала» и понимаем, что герои живут в землях Калевала. Отсюда ведет свои корни и Калев — своеобразный великан-богатырь, который стал родоначальником, а по некоторым источникам и отцом эпических богатырей Вяйнемёйнена, Ильмаринена и Лемминкяйнена. Мифическая троица и выступила главными героями сказания.
В реально существующем поселке Калевала, что в 549 км от Петрозаводска по федеральной трассе, сохранился ствол вековой сосны. Сейчас спустя почти 100 лет после входа рун «Калевала» дерево полностью высохло. В былые же времена, по преданию, во время одного из своих путешествий по Калевальскому району Элиас Лённрот, отдыхая в тени сосновой кроны, записывал руны для будущего эпоса. По мнениям литературных исследователей, название поселка не повлияло на выбор названия для книги.
Итак, богатыри Вяйнямёйнен, Ильмаринен и Лемминкяйне родились и жили в Калевале. Несмотря на то, что в рунах не подчеркивается их могучая физическая сила, уделяется внимание их сильному волшебству.
Волшебник Вяйнямёйнен. Фото www.wiki-karelia.ru
Вяйнямёйнен — первый человек, появившийся на земле после сотворения мира сразу в возрасте 30 лет. В книге же он занимает и роль главного богатыря, мудреца и рунопевеца, обладающего даром предсказателя. Чаще он действует колдовством, а не силой и оружием. В арсенале у Вяйнямёйнена есть волшебный предмет — кантеле из морской щуки. Это музыкальный инструмент действительно использовали рунопевцы. Внешне он напоминает гусли, игрой на которых Садко из русских-народных сказок пустил в пляс морского царя. Канетеле же щипковый предмет исключительно финно-угорского народа, под музыку которого богатырь Вяйнямёйнен заставляет окружающих не веселиться, а, напротив, засыпать.
Кузнец Ильмариинен, выковавший мельницу счастья Сампо. Фото www.wiki-karelia.ru
Кузнец Сеппо Ильмариинен в сказании занял статус божества воздуха и воды. При поддержке своего могущественного брата Вяйнямёйнена он создал на небе огонь и искрой поделился с людьми на земле. В книге волшебник выступает не только как божественный герой, но и кузнец, впервые выковавший из железа сталь и орудия, полезные людям. Он же выступил создателем мельницы Сампо, которая приносила счастье и благополучие на земле.
Лемминкяйнен еще один герой мифологического эпоса, который обладает совершенно реальной «земной» специальностью — он рыбак. Причем женатый, но при этом отличается беспечностью, за что по содержанию книги окружен ореолом ловеласа. Первую жену Лемминкяйнен похитил из отчего дома. Другим способом союза с возлюбленной ему было не добиться — та считала рыбака себе не по статусу. Не обретя счастья в первом браке, молодой мужчина решил найти любовь во втором. Но и здесь приключения в борьбе за новую зазнобу не только не принесли ему удачу, а обрекли парня на смерть. Если бы не мама Лемминкяйнена, которая оживила героя, то, возможно, на этом бы его роль в эпосе и закончилась.
Старуха Лоухи: злая колдунья или строгая хозяйка? Фото [12]
Не уступает в волшебном могуществе богатырям и старуха Лоухи и она же хозяйка соседней страны Похьёлы, темного «нижнего» мира или холодной северной страны. В тексте Похьёла стала своеобразным государством-антиподом светлой Калевале. Современные женщины бы точно вступились за могущественную особу, ведь, по мнению ученых, по тексту книги Лоухи было 35 лет. Можно изменить свой взгляд и на поступки, на первый взгляд, злой колдуньи, ведь, творя зло, она действует во благо своему племени. Поступки героев же по отношению к ней не всегда честны.
В День 28 февраля празднуется «День народного эпоса Калевала», официальный день финской и карельской культуры, а также день финского флага. К этой дате ставятся представления по мотивам книги, которые выходят как на уличных подмостках, так и демонстрируются на театральных сценах.
Увековечили героев эпоса и в балете. Так, автором одноименного балета вступил советский композитор Гельмер Синисало. Помимо этого, в 1959 году кинематографисты Советского Союза и Финляндии сняли художественный фильм «Сампо». Съемочная площадка киноленты до сих пор сохранилась и известна под названием «Гора Сампо». Достопримечательность находится в окрестностях Петрозаводска в 15 минутах на авто от города. На невысокую гору с пологими скалами, обросшими лесом, можно бесплатно подняться круглый год. В период межсезонья весной и осенью, когда листва с деревьев не скрывает окружающие виды, с горы Сампо открывается живописная панорама на Кончезерские озера.
Помимо этого, по мотивам эпоса англичанин Джон Рональд Руэл Толкин в первой половине XX века создал свой английский эпос, который приобрел широкую известность после экранизации в XXI веке. Публике трилогия известна под названием «Властелин колец». Нашли мотивы эпоса «Калевала» воплощение и в современном российском сериале «Лапси».
По мнению Максима Горького и других известных писателей, «Калевала» по своей значимости входит в один ряд с греческой «Илиадой».