Издавна территорию современной Карелии населяли языческие племена вепсов, саамов и карелов. Они обожествляли природу, верили, что у каждого дерева есть душа. Деревья почитали и после появления христианства. И даже сейчас в Карелии встречаются березы, ели, сосны – натуральные или стилизованные, − у которых просят исполнения желаний.
Пример карсикко на Водлозере. Источник фото: vodlozero.ru1
Чтобы просить помощи, благодарить за удачу, отмечать важные события в жизни, древние карелы использовали карсикко - это особым образом обрубаемая или срубаемая ель либо сосна.
Слово «karsikko» происходит от карельского «karsia» − «обрубать (сучья), выкорчевывать, отделять вырывать что-либо».
Древние карелы и финны верили, что мир представляет собой Большой Дуб или ель с золотой верхушкой. Деревья всегда были почитаемы, а сами они считались живыми существами. Лесорубы, прежде чем поднять топор, просили у них прощения.
Карсикко часто становилось родовым деревом. Оно представляло собой сосну или ель с обрубленными с одной стороны ветками. Иногда на ствол наносили различные зарубки, символы. Карелы верили, что каково будет состояние карсикко, таково будет благосостояние и здоровье членов семьи. Поэтому за ним ухаживали, приносили ему пожертвования. Иногда его вырубали в честь конкретного человека, отправлявшегося в долгий путь или на войну. Считалось, что гибель «именного» карсикко будет означать смерть этого человека.
Согласно карельским мифам, карсикко было материальной границей стихий: земли, воды, неба, - разделяло миры мертвых и живых.
Карелы верили, что после смерти душа сохраняет магическую связь с карсикко. Его вырубали у дома умершего или на его могиле. К нему несли еду из зерна первого урожая, уху из впервые пойманной рыбы, монеты. На старых кладбищах до сих пор сохранились подобные жертвенные деревья.
Карсикко были символом значимых событий: рождения, свадьбы, первой поездки в город и других. Еще в начале прошлого века рыбаки отмечали ими места наилучшего лова. Впоследствии карсикко служили отличным ориентиром для выбора места рыбалки. И помогал в этом св. Петр – покровитель рыболовов, один из самых почитаемых на Севере святых. Ведь именно ему посвящали карсикко.
После прихода христианства на Рождество во дворе дома ставили карсикко − ель, на которой ветви обрубали везде, кроме верхушки и середины ствола.
У карелов существовало множество традиций, связанных с культом дерева.
Когда невеста переходила в дом жениха, жертвенные сосны у ворот украшались нитками, лентами, лоскутами ткани.
Для карельских верований характерно «одушевление» деревьев. После вырубки леса, стволы транспортировались комлями вперед, в соответствии с похоронными традициями. С бревен для строительства дома снимали кору и оставляли на 40 дней, говоря, что «деревья 40 дней о своей смерти плачут». Затем начинали возведение дома. Готовый сруб должен был выстояться в течение года по аналогии с человеческой душой, последний раз посещающей Землю в годовщину смерти. После этого можно было завершать стройку.
Запрещалось срубать деревья в священных рощах при часовнях и кладбищах, а также на перекрестках. В последнем случае они почитались, так как странники использовали их, чтобы помолиться о благополучии в пути. Моряки и рыбаки, отправляясь в море, просили помощи у деревьев на морских, озерных и речных мысах. В карельских лесах встречались деревья-часовни с иконкой и свечой в дупле. Часто такие часовни находили вдоль тайных троп старообрядцев.
Дерево-часовня на Водлозере. Источник фото: vodlozero.ru1