Самым дорогим и святым местом для человека испокон веков считался дом. А для предков современных жителей Карелии был еще и основным богатством. Поэтому к домостроению в крае подходили с особой ответственностью и придавали огромное значение всем существующим поверьям.
В древности основными путями сообщения между поселениями считались водоемы. Реки и озера выступали и основным местом для добычи пропитания — почти каждый человек в Карелии умел удить рыбу и охотиться, а также собирал грибы и ягоды по лесным и болотистым берегам. Поэтому место для постройки нового дома карелы предпочитали выбирать рядом с водными объектами и даже для стройки просили разрешения у «хозяйки реки». Невидимое божество решало, где будет возводиться будущий дом. О его решении судили по примете. Одно бревно сплавляли вниз по течению и ждали, куда оно прибьется. Место остановки бревна и являлось местом для сбора нового сруба.
Помимо разрешения «хозяйки реки» существовали верования, которые также стоило соблюдать при постройке дома. Так, область пересечения дорог, особенно в лесу, считалось местом нечистой силы, поэтому жилье здесь строить было не желательно. По древним преданиям, там совершались заговоры и похороны самоубийц. А вот к удачным местам относили места отдыха рогатого скота, ведь такие уголки уже считались «обжитым».
Карельская изба в селе Святозеро Пряжинского района. Фото www.wiki-karelia.ru
Самым распространенным материалом для постройки являлась сосна. По преданиям сосновые срубы служили хозяевам до двухсот лет. Заготовка материала проходила по особым правилам, которые хоть нигде и не прописывались, но передавались всегда от отца к сыну из поколения в поколение.
Например, для стройки запрещалось заготавливать липу. А объясняло запрет поверье — человек, срубивший липу, мог заблудиться в лесу и никогда оттуда не выбраться. Помимо этого, нельзя для сруба использовать сухие «мертвые» деревья. Если в доме будет хоть одно «мертвое» бревно, то жильцы будут болеть и в конце концов уйдут в мир иной. Деревья, выросшие на местах разрушенных часовен и церквей, а также заброшенных кладбищ, также запрещалось использовать для строительства. Ведь они считались «священными».
Карельская изба в деревне Кинерма Пряжинского района. Фото www.wiki-karelia.ru
В основном древесину для сруба подготавливали в феврале. Именно в этот месяц бор считался сухим — вся лишняя влага уже уходила в землю. Для наличников и порогов материалы для строительства заготавливались за 2-3 года до начала строительства.
При вырубке деревьев также обращали внимание на примету, как упадет первое дерево. Плохой приметой считалось, если оно падало и задевало другие деревья, а также первая щепка от бревна падала срубленной стороной вверх.
Дома строили всегда сами хозяева, не доверяя никому. Считалось, что от характера плотника зависела будущая жизнь в доме.
В основном дома были большие и в два этажа — от 14 до 16 венцов на севере и от 18 до 21 венцов на юге. Бревна использовались круглые крупные. Их толщина составляла 35-40 см. Сруб ставили без фундамента, лишь насыпая под первый венец мелкие камни, а под углы дома подкладывали валуны.
Старинная карельская деревня Кинерма, основанная в конце XVI века. Фото www.wiki-karelia.ru
Основным отличием от остальных российских регионов при постройке считалось соединение бревен в венцы. У карел они всегда выпирали на 20-25 см и тем самым помогали сохранять тепло. Но находили у такого соединения и «минус» — углы дома быстрее сгнивали из-за влияния дождя и снега.
Тип строительства был монолитный, когда под одной крышей соединялось несколько построек. Для человека изба делилась несимметричным перерубом на две части — зимнюю и летнюю половину. Меньшая половина относилась к зимней, а то, что больше, обычно с тремя окнами, считалась летней. Данное разделение применяли для того, чтобы максимально сохранить тепло в жилище.
Таким же способом строились помещения для домашнего скота, а именно — хлев и конюшни. Были и обычные хозпостройки в виде сараев-повестей и риги однокамерной (повсеместно) или двухкамерной (на юге Карелии), распространены были и амбары на столбах.
Существовало несколько связей сруба избы с хозяйственными пристройками:
В прошлом карелы никогда не защищали свой двор забором. Вся деревня обычно и без того обносилась изгородью.
Обычная изба в Карелии стояла на высоком подклете с двухэтажным крытым двором. Особая характерная черта такой постройки была монолитность и высота от 14 до 21 венца.
Внешне избы у разных групп значительно отличались. Карелы украшали дома скромно, лишь иногда окрашивая их в красно-коричневый цвет. В северо-западных районах под влиянием финской культуры дома обтесывали.
Юго-западные карелы-ливвики и прионежские карелы-людики любили излишества, поэтому украшали дома резными внешними убранствами — причелинами и наличниками, а также ажурными ветреницами и декоративными балкончиками. Также хозяева самостоятельно расписывали ставни и наличники.
В окрестностях карельского села Ведлозеро изба пряжинского крестьянина выглядела традиционно для того времени. Внутренне наполнение было схоже с обычной русской избой. Слева или справа от входа находилась большая русская печь. Сразу у входа вдоль печи шел деревянный вход в погреб. У карел он назывался — «каржина». На нем можно было сидеть, класть вещи и даже спать. Также с него было удобно забираться на русскую печь.
Экспозиция, организованная по мотивам убранства карельского дома. Фото [1].
По диагонали от печи находился большой и самый главный угол в избе, где помещались иконы и подвешивалась лампадка. Икона закрывалась занавесками, которые задергивались только в случае необходимости. Полотенце вешалось только в праздничные дни.
Ближний угол к двери назывался дверным, а третий свободный угол носил название заднего.
Интересно, что в карельских рубленых избах XIX—XX века не было полатей — деревянных настилов (нар), сооружаемых под потолком.