Лучший пушкарь Европы Чарльз Гайскойн теперь навечно «поселился» в окрестностях у бывшего Александровского литейного завода. В сентябре 2021 года в Петрозаводске в честь известного оружейника установили памятник на проспекте Карла Маркса.
В сентябре 2021 года в Петрозаводске установили памятник выдающемуся шотландскому и российскому оружейнику, изобретателю, металлургу и инженеру Чарльзу Гаскойну. Трехметровую композицию расположили на старейшей улице Петрозаводска в трех минутах ходьбы от центра города - на проспекте Карла Маркса. Во времена правления Екатерины II проспект проходил параллельно Александровскому оружейному заводу, которым Чарльз Гаскойн руководил около 20 лет.
Скульпторами памятника выступили московские специалисты Дарья Успенская и Виталий Шанов. Они отмечают, что для создания прототипа металлурга был использован обобщенный образ шотландца, так как из фотографий сохранились лишь два портрета, на которых Чарльз Гаскойн изображался в возрасте.
Дарья Успенская и Виталий Шанов также подчеркивают, что фигура металлурга составлена из 10-15 соединенных между собой бронзовых деталей. Постамент и боковые решетки сделаны из чугуна на литейном производстве завода «Петрозаводскмаш». С двух сторон памятник окружен барельефами, на которых изображена работа в заводских цехах.
Благоустройством прилегающей к памятнику территории занимался Национальный музей Карелии.
Скульпторами памятника выступили московские специалисты Дарья Успенская и Виталий Шанов. Фото из личных архивов www.wiki-karelia.ru
Почти сразу в Петрозаводске горожане стали называть Чарльза Гаскойна Карлом Карловичем. В те годы любой иностранец, не знающих русского, был для местных «немцем», то есть немым. Чарльз Гаскойн не стал исключением.
На протяжении всей жизни Гаскойн так и не смог выучить русский язык, хотя он долго жил в Олонецкой губернии, далее в Петербурге и Луганске. Поэтому он и остался для всех Карлом Карловичем.
Приехав из Шотландии в Карелию по приглашению Екатерины II, Чарльз стал заниматься развитием Александровского завода. Инженер привез с собой не только свою команду, но и установил на заводе новое европейское оборудование для сверления и обточки орудий. Ему удалось даже соорудить большие краны для поднятия крупногабаритных грузов.
Огнеупорные материалы, мелкие детали для цилиндрических раздувательных механизмов и огромное количество каменного угля также было привезено оружейником из Англии в Республику Карелия.
За 20 лет Чарльз смог превратить Александровский завод в передовое литейное и механическое предприятие Российской империи. Завод был полностью изменен и перестроен, а во главе каждого цеха были поставлены шотландские мастера. Чарльз Гаскойн приходил на производство первым, а уходил последним. В течение всего дня он контролировал чуть ли каждое действие работников.
На Александровском заводе производили большую часть пушек для армии и флота, что дало Петрозаводску название «инженерной столицы России». Данный титул за городом сохранялся до 1860-х годов.
А работала она следующим образом. Река Лососинка, которая до сих пор протекает через центр города, разгоняла на производстве колесо, по воздухопроводу в домну подавался кислород. В результате действий увеличивалась температура плавления. Под таким сложным механизмом выжигались из металлов вредные примеси, сера и фосфор. Получался великолепный «чугунный бульон». Гаскойн пушки лил, а стволы высверливал. Такой подход сразу повысил точность и дальность стрельбы. Александровский завод начал выпускать лучшие пушки в Европе.
В 1791 году на Александровском заводе была изготовлена первая в России паровая машина. Она использовалась для откачки воды на Воицком руднике, который активно разрабатывался в поселке Надвоицы на севере Карелии. Наладили производство, начали поставлять «огненные» машины для столицы и по частным заявкам.
В то время так называлась колейная железная дорога, по которой пушки переправляли из доменного цеха в литейный, где располагались вододействующие станки. Находилась данная ж/д дорога в Петрозаводске в Александровском литейном заводе и имела длину 173,5 метра. Два ее участка проходили внутри сверильного цеха, а третий отрезок длиной не более 145 метров соединял два цеха между собой.
Почти за 10 лет оружейник смог сделать для Российской империи около 386 отменных орудий.
Сейчас сохранились лишь фрагменты «колесопровода», чугунный стрелочный перевод и чугунный скат вагонетки. Увидеть их можно в центре города в Губернаторском парке во дворе Национального музея Республики Карелия, что в 10 минутах ходьбы от памятника оружейнику.
Несмотря на то, что Чарльз Гаскойн родился не в России, похоронить себя он завещал именно здесь — в Петрозаводске. Могила металлурга находилась на Волховской улице на Немецком кладбище. Но в 30-х годах прошлого века кладбище было уничтожено. Теперь на этом месте располагается обычная пятиэтажка и сквер.
Могилы оружейника нет. Чарльз Гаскойн ушел «по-английски», оставив за собой большой след в истории Карелии и всей России.