Баня всегда была для карелов обязательным элементом быта. Они считали ее не просто местом для смывания грязи. В ней лечили больных, проводили свадебные, похоронные и другие важные ритуалы. С древних времен у карелов жили верования и традиционные обряды, связанные с баней.
Большинство карельских деревень располагалось на берегах рек и озер. Если дома карелы строили чуть поодаль от береговой линии, то для бани обычно выбирали место на самом берегу или ставили ее прямо на воде, на столбах. Перед началом стройки спрашивали разрешения у духа-хозяина земли.
Для бани на воде проводился особый ритуал. Необходимо было выйти к озеру или реке на восходе солнца, поклониться на четыре стороны и, глядя на воду, попросить у водяного и хозяина земли дозволения построить баню на этом месте. Чтобы водяной при ледоходе не разрушил льдинами строение, его задабривали брошенными в воду монетами.
У северных карелов и русских Заонежья существовал довольно опасный обычай, оберегавший от нечисти. В пороге бани высверливалось отверстие, в которое помещалось немного ртути. Чтобы металл не испарялся, отверстие закупоривали сучком.
Перед тем, как затопить баню, нужно было попросить на это разрешения у банных духов, войдя туда с дровами. Такой обычай сохраняется до сих пор.
Во время мытья нужно соблюдать правила: разговаривать спокойно и тихо, не ругаться. За бранные слова духи бани могут наказать болезнью. Чтобы выпросить у них прощения, необходимо обратиться к ним, стоя в полночь в нетопленной бане, либо снаружи у ее восточного угла. Просьбу нужно повторить трижды или, в другом варианте, – провести ритуал три ночи подряд.
В старые времена в баню не ходили по воскресеньям и в религиозные праздники.
Особые очищающие ритуалы проходили в бане в определенных случаях:
· пастух − перед первым выгоном скота на пастбище;
· путник − перед дальней дорогой и по возвращении домой;
· рыбак и охотник − перед отправкой на промысел.
В карельских деревнях баню часто использовали не только в гигиенических целях, но и для хозяйственных нужд.
В некоторых районах Карелии выращивался лен. Вычесывание льноволокна – достаточно пыльный процесс, при котором образуется много отходов. Поэтому баня считалась лучшим местом для вымачивания и вычесывания льна. В Заонежье на Егория осеннего, 16 ноября по новому стилю, начинался сезон обработки льна. В этот день деревенские девушки собирались в бане, на каменке варили ячменную кашу, затем приступали к процессу вычесывания льна. Парней к работе не допускали, чтобы не разрушать девичий коллектив, тогда и «лен получался чистым».
Рыболовство было одним из основных занятий карелов. В банях, находившихся на берегу, сушили и коптили снасти. В Заонежье часто одно из бревен банного сруба делали съемным: для удобства передачи внутрь мережи и других больших снастей. Считалось, что водяной не любит дым для копчения сетей. Поэтому по завершении процесса было принято «откупиться» от него монеткой, которую бросали в воду. Если проигнорировать проведение этого обряда, водяной мог потом не прислать рыб в коптившиеся снасти.
Щелок для стирки и мытья готовили в бане. Но стирать белье здесь было не принято. С древних времен и вплоть до 1940-х годов считалось, что для этого нужно использовать предбанник, площадку перед баней, или дом. Согласно старинным обычаям стирка в мыльном отделении считалась оскорблением банного духа. В старину верили, что за нарушением запрета последует неизбежное наказание в виде болезни людей и домашних животных.
Из-за духа-баенника карелы, вепсы и русские Карелии боялись ночевать в бане. Исключением считались случаи, когда проходивший мимо деревни запоздалый путник останавливался здесь до утра, не желая беспокоить хозяев. Попросив разрешения у банных духов, он обычно лежал в полудреме, боясь, что его «задушит баенник».
Духи вызывали суеверный страх. Пудожские крестьяне в баню не ходили мыться поодиночке. Чтобы просто зайти туда при необходимости, связывали на груди завязки рубахи, показывая, что идут не мыться, а с другой целью.
В Водлозерье остался обычай стучать, прежде чем войти в пустую холодную баню. По поверью, это помогает избежать личной встречи с банными духами.
Карелы боялись банника, но баню считали святыней, а обитавших там духов – предками-покровителями. Это подтверждается обычаем, имевшим сакральный смысл: после похода в баню следовало ополоснуть руки водой. В Карелии подобный обычай мыть руки после посещения кладбища и прочего общения с умершими существует и сейчас.