Один из самых крупных островов близ о. Кижи – Волкостров, расположенный в северном районе Кижских шхер при входе в Великую Губу. Он является природным объектом музея-заповедника «Кижи». На живописной территории острова сохранилось несколько исторических деревень, основанных почти пятьсот лет назад.
Волкостров был центром судостроения Кижской округи. Местные мастера шили знаменитые лодки-«кижанки», способные осуществлять длительные переходы по суровому Онежскому озеру. Сегодня деревушки Волкострова остаются жилыми. Круглый год сюда приезжают любители старинной архитектуры и отдыха на природе.
Фрагмент туристской карты острова Кижи. Источник: artatlas-aero.ru2
Деревня Щепино. Автор фото: Ирина Набокова. Источник: kizhi.karelia.ru3
Деревня на севере Волкострова названа в честь первых жителей – семьи Щепиных, перебравшихся сюда из Олонца. Дом Якова Щепина в прошлом столетии был перевезен отсюда на остров Кижи и стал экспонатом музея под открытым небом.
Сегодня поселение частично сохраняет структуру и схему застройки начала прошлого века3.
Дом Якова Щепина. Источник фото: kizhi.karelia.ru4
Деревня получила название от имени первого поселенца – Гаврилко Насонова. В XVI веке здесь жили он и его братья. С течением времени число дворов увеличилось с одного до пяти.
Сегодня в Насоновщине сохранились дома, относящиеся к XIX−XX векам. Это характерные для Заонежья тех времен дома-комплексы, в которых жилые избы и хозпомещения находились под одной крышей. Главные фасады домов направлены к озеру. Это характерная черта всех прибрежных поселений: Онежское озеро было своеобразной дорогой, по которой мимо деревень проходили суда.
Главное украшение Насоновщины и всего острова – часовня Петра и Павла. Это одно из самых красивых и древних храмовых сооружений «Кижского ожерелья» − ансамбля архитектурных памятников на островах и части Заонежского полуострова. Здание, построенное между 1650 и 1750 гг., отличается большими размерами и богатым декором. Часовня с галереями-гульбищами, обилием резных элементов, красным тесом напоминает древнерусский терем5. Кроме своего основного назначения, высокий шатер служил навигационным знаком, помогавшим морякам во время переходов в Кижских шхерах.
Часовня Петра и Павла. Источник фото: kuba.livejournal.com1
Вид на деревню с озера. Автор фото: Ирина Набокова. Источник: kizhi.karelia.ru6
Эта старинная деревня стоит в восточной части Волкострова. На начало прошлого века здесь насчитывалось девять дворов.
Сегодня сохраняется несколько старинных домов.
В отличие от большинства заонежских деревень, фасады части домов в д. Шуйно смотрят не на озеро, а обращены на юг6.
Деревня расположена южнее Насоновщины. На начало XX века в этом старинном поселении было девять дворов. До наших дней дошел лишь один дом из исторической застройки. Но даже новые постройки напоминают старинные дома по планировке и декору.
В деревне живут потомки рода Степановых − известных в округе плотников. В середине прошлого века представители семейства принимали активное участие в реставрации знаменитого Преображенского собора на о. Кижи7.
Один из домов в деревне. Автор фото: Ирина Набокова. Источник: kizhi.karelia.ru7
Вид на Шлямино и дом Симеоновых (Кирьяновых) - справа. Автор фото: Ирина Набокова. Источник: kizhi.karelia.ru8
Небольшое поселение в южной части Волкострова, где сохранились черты традиционной застройки XIX века. Дома стоят вдоль берега, небольшие бани располагаются у самой воды, для подхода лодок построены деревянные мостки.
Среди других построек сразу привлекает внимание высокий двухэтажный дом Симеоновых (Кирьяновых). Возведенное в конце XIX – начале XX вв. строение недавно было отремонтировано. Симеоновы – род, получивший известность еще в XVI веке. Они были предпринимателями и одними из богатейших жителей Кижской волости. В середине XIX века Мирон Симеонов переехал в столицу, стал купцом. Но даже обосновавшись в Петербурге, он не забывал односельчан и деревенских родственников, поддерживал местные храмы. Колокол для Спасо-Кижского погоста был отлит по его заказу.
Деревня Шлямино – родина сказителя середины XVIII − начала XIX века Ильи Елустафьева. Он не только был талантливым исполнителем, но и обучал искусству пения былин. Его ученики стали знаменитыми кижским сказителями. Он знал сотни героических былин, мог часами петь о подвигах русских богатырей. Сам он не застал времен рассвета интереса к этому виду творчества. Но слава многих из тех, кто собирал огромные залы в России и за рубежом, основана на знаниях, которые передал Илья Елустафьев8.