Олонецкие горные заводы – одни из первых российских металлургических предприятий, основанные в XVII−XVIII веках на территории современной Карелии. Они возникли как замена кустарным предприятиям, позже преобразовались в полноценные заводы, которые снабжали армию и флот вооружением.
В XVII веке России существовала необходимость выплавки большого количества оружия и металлоизделий для армии и флота, поскольку страна периодически вела боевые действия на различных направлениях, и от боевой мощи зависело ее будущее.
В Олонецком уезде крестьяне издавна добывали болотную руду, плавили и продавали ее небольшими партиями. К 1670-м годам появилась возможность обрабатывать руду более современными способами, увеличивать объемы производства. На территории современной Карелии было все необходимое для появления металлургических мануфактур:
· большие залежи озерной и болотной руды;
· бурные порожистые реки, силу которых можно было использовать для получения энергии;
· лесные массивы – источник дешевого дровяного топлива;
· рабочие, которые имели опыт добычи и обработки металла;
· сложившаяся сеть водных путей, по которой можно было отправлять готовую продукцию в центр России.
Первый медеплавильный завод в 1670 году построил новгородский купец Семен Гаврилов в Фоймогубе (на Заонежском полуострове)2. В 1677 году горные заводы в Олонецком крае по царскому указу начал строить датчанин Бутенант фон Розенбуш. В 1703 году предприятия стали государственной собственностью.
В 1701 и 1702 гг. появились построенные по указу Петра I железоделательные заводы – Вичьковский, Ателевский, Тырпицкий и другие, которые обеспечивали пушками и снарядами Беломорскую флотилию. На р. Падмозерке возникло медеплавильное производство. Были введены в действие крупные по тем временам предприятия металлургии и металлообработки:
· в 1703 г. – Шуйский, позднее переименованный в «Петровский», на р. Лососинка;
· в 1703 г. − Повенецкий на Онежском озере;
· в 1705 г. − Алексеевский на Выгозере;
· в 1707-1708 гг. − Кончезерский на Кончезере.
В производстве использовали руду со дна небольших озер и болот. Из водоемов спускали воду, широкозубыми вилами или лопатами собирали руду. Добыча на больших озерах велась черпаками, ими сырье поднимали на плоты, затем транспортировали к берегу. Там руду сушили и обжигали.
Основным видом продукции Олонецких предприятий в 1700−1720-х гг. были пушки. Кроме того, предприятия выпускали якоря, листовое железо, различный инструмент – пилы, топоры. Производственные процессы совершенствовались, но основной рабочей силой по-прежнему оставались приписные мастеровые и крестьяне.
После окончания Северной войны госзаказ сократился, и Олонецкий горные заводы постепенно пришли в упадок. К 1734 году большинство предприятий были остановлены, многих мастеровых перевели на Урал. Действовал единственный завод на Кончезере, где продолжали плавить чугун и медь.
Спустя почти 40 лет началось возрождение Олонецких горных заводов. В 1772 году командиром Кончезерского и законсервированных производств был назначен Аникита Ярцев. Петровский медеплавильный завод был перестроен, с 1774 года стал именоваться «Александровским пушечно-литейным заводом». Это предприятие, его отделения в столице и Кронштадте, а также модернизированные Алексеевский и Кончезерский заводы стали основными поставщиками вооружения для армии и флота.
С 1786 года предприятиями управлял Чарльз (Карл) Гаскойн, прибывший со специалистами и оборудованием из Англии. При нем прошла масштабная модернизация производства. В 1788 году на Александровском заводе был построен «чугунный колесопровод» − первая в мире чугунная железная дорога заводского назначения. Через год здесь изготовили первую отечественную паровую производственную машину.
С 1798 года предприятия перешли под начало вновь созданного Правления Олонецких и Кронштадтских заводов.
Постепенно Олонецкий горный округ становился все более влиятельным. С декабря 1799 года он владел рудниками на территории вокруг Петрозаводска радиусом 210 км. В 1820-х годах на предприятиях работало 50 тыс. приписных работников, в их ведении находилось около 1 млн. га лесов.
С начала XIX века при горных заводах действовали военные суды. Эти подразделения были созданы для усиления контроля над приписными мастеровыми и крестьянами, которые стали все больше проявлять недовольство условиями труда и жизни. Состав и деятельность судов зависела от горного начальника, они были неподконтрольным губернатору органом.
В 1827 году производства в Петербурге и Кронштадте отделились и стали самостоятельными казенными предприятиями.
В 1850−1860-х гг. к Олонецким заводам присоединились чугуноплавильные предприятия на р. Суне и в Суоярви.
В XIX веке российская промышленность стала активно развиваться. Оборудование Олонецких заводов, их технологии уступали более передовым предприятиям. С 1774 года, на протяжении ста лет, Александровский завод был крупнейшим поставщиком артиллерийского вооружения для кораблей и крепостей. Когда же чугунные пушки стали заменять на стальные нарезные орудия, производство было переведено на выпуск снарядов. На предприятии также были отлиты чугунные конструкции, декоративные элементы для нескольких мостов и других сооружений Санкт-Петербурга.
На развитие кризиса повлияла отмена крепостного права. К 1863 году на предприятиях Олонецкого горного округа обязательный приписной труд крестьян был заменен на вольнонаемный.
Во времена промышленной депрессии 1904−1908 гг. были закрыты производства на Кончезере, в Суоярви, на Суне.
В 1918 единственный оставшийся в действии Александровский завод получил название «Онежский металлургический и механический завод», позднее он стал Онежским тракторным. В течение прошлого века предприятие было передовым поставщиком различной техники, пережило эвакуацию в период ВОв, восстановилось и работает до сих пор. Сейчас оно входит в состав машиностроительной компании «Амкодор», выпускает трактора: лесозаготовительные, лесохозяйственные, специализированные, внутрихозяйственные.